413101, г. Энгельс, ул. М.Расковой, д.10.

+7 (8453) 74-46-08

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

visually impaired icon Версия для слабовидящих

413117, г.Энгельс, ул.Транспортная, д.30-а

+7 (8453) 56-13-35

vk ok youtube

ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» и Центр АРТ-образования, Международный конкурс методических разработок «Master class»;

МБУДО «Детская музыкальная школа №21» г. Саратова

МБУДО «Детская школа искусств №5» Энгельсского муниципального района Саратовской области

Номинация «Учебно-методическое пособие»

«Первые шаги в мир хореографии» по предмету «Классический танец»

преподаватель Рыженкова Светлана Валентиновна

концертмейстер Колобухина Надежда Павловна

г. Саратов, Саратовская область


Пояснительная записка

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа.

Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей, формируют правильную осанку, прививают основу этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве.

На хореографических отделениях при детских школах искусств, предмет «Классический танец» является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин. Для высокой танцевальной культуры предмет «классический танец» вводится во втором классе. Данное учебно-методическое пособие направлено на комплексное изучение танцевальных элементов,  на приобщение детей с раннего возраста к танцевальному искусству, развитие их музыкально-творческих способностей.

Массовое эстетическое воспитание учащихся в системе дополнительного образования требует иного подхода к учебным программам, методикам обучения, которые должны быть рассчитаны на иной контингент и иной результат, нежели
в образовательном учреждении среднего профессионального образования. Предлагаемое пособие с этой точки зрения будет инновационной. Она сориентирует педагогов на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических природных данных.

Учебно-методическое пособие составлено преподавателем хореографии Рыженковой С.В. и концертмейстером Колобухиной Н.П. МБУДО «Детская школа искусств №5» г.Энгельса.

Цель настоящего учебно-методического пособия облегчить начинающим педагогам самостоятельное составление уроков и распределение учебной программы на год.

Задача учебно-методического пособия – описание комплексного подхода в формировании физических навыков в процессе обучения классическому танцу детей в возрасте 8-9 лет.

Важным принципом работы является использование минимума упражнений при максимуме их всевозможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность качественно их усвоить, что послужит фундаментом дальнейшего обучения. Большое количество сочетаний из этих элементов создаст впечатление новизны и даст простор фантазии ребенка.

Комплексный подход состоит в том, что основной метод классического танца сочетается со вспомогательными упражнениями, которые целесообразно включать в урок классического танца. Это облегчает усвоение детьми движений экзерсиса, предусмотренных программой 3-го класса, и ускоряет формирование балетной осанки.

Основными задачами педагога на первом этапе обучения классическому танцу  являются усвоение основ правильной постановки корпуса (при этом нужно обратить внимание на природные недостатки сложения учеников), развитие и укрепление мышечного аппарата (особенно поясницы и брюшного пресса). Предлагаемое пособие поможет преподавателю успешно решить их.

Программа  рассчитана на годичный срок обучения при занятиях 1 раз в неделю, с продолжительностью урока 1,5 часа. Форма контроля – контрольный урок в конце каждой учебной четверти. Программа включает следующие разделы: «Ходьба и бег», «Упражнения для головы и корпуса», «Упражнения для ног», «Упражнения у станка и на середине зала», «Прыжки», «Элементы партерной гимнастики». Эффективный метод разработан и апробирован в практике занятий с начинающими детьми в МБУДО «Детская школа искусств №5» г.Энгельса. Этот метод учитывает эмоциональные и физиологические особенности современных детей, уровень их восприимчивости и интересов и многое другое, основывается, прежде всего, на законах педагогики и психологии.

Занятия должны способствовать общему физическому развитию ребенка  к дальнейшему обучению классического танца. В процессе занятий у детей формировать такие качества как внимание, собранность, целеустремленность, работоспособность, коллективизм. Важнейшей воспитательной задачей является формирование творческого отношения к труду.

Наряду с этим важно дифференцировать работу различных групп мышц. Начиная формировать навыки движения, необходимо научить учащегося владеть центром тяжести, ориентироваться в пространстве, чувствовать ракурс и позу. Большое внимание следует уделить развитию у детей прыгучести.

Обучение детей классическому танцу во 2 классе дает возможность правильно подойти к дальнейшему обучению, выявить и развить танцевальные способности. Поможет воспитать эмоциональную отзывчивость, привить основные навыки и умения слушать музыку и передавать через движение, ее, образное содержание, приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ними его многообразие и красоту.

Основные группы упражнений

Элементы партерной гимнастики[1]

  1. Положение на спине, позвоночник всеми точками касается пола.
  2. Сокращение и вытягивание стоп в положении 6-ой, 1-ой позициях, лежа на спине, ноги вытянуты в коленях.
  3. Разворачивание стоп в сокращенном состоянии из 6-ой в 1-ую позицию и возвращение в 6-ую позицию, лежа на спине, ноги вытянуты в коленях.
  4. Relevé lents вперед и в сторону, лежа на спине; назад и в сторону лежа на животе.
  5. Упражнения для развития выворотности лежа на спине, ноги согнуты в коленях, развести в стороны, пятки вместе («Лягушка»).
  6. Сидя на «Лягушке», поднять руки в 3-ю позицию и делать наклоны назад прямым корпусом назад.
  7. Сидя в позе «Лотоса», скрестить руки на верху и делать наклоны вперед прямым корпусом.
  8. Стоя на коленях, поднять руки в 3-ю позицию и делать корпусом наклоны в правую и левую стороны и назад.

 

Ходьба и бег

(исполняется со сменой размеров и темпов музыкального сопровождения)

  1. Шаг с носка, на полу, с высоким подъемом колена вперед.
  2. Ходьба на полупальцах, с высоким подъемом колена вперед.
  3. Бег с высоким подъемом колена вперед, подскоки
  4. Простейшие перестроения и более сложные композиции.

Упражнения для головы и корпуса

  1. Повороты и наклоны головы.
  2. Положение рук на поясе, вперед и в стороны на уровне плеч, наверх; перевод рук из положения в положение.
  3. Круговые движения рук.
  4. Наклоны корпуса вперед, назад, в сторону, круговые движения корпуса.
  5. Позиции рук: подготовительное положение, 1-ая, 2-ая, 3-я позиция рук.

Упражнения для ног.[2]

  1. Подъем ноги, согнутой в колене, вперед и опускание (без фиксации и задержкой, стопа натянута).
  2. Приседание по 6-ой позиции.
  3. Подъем на полупальцы по 6-ой позиции.

 

Упражнения у станка (только лицом к станку) и на середине зала[3]

  1. Изучение позиций ног: I, II, V.
  2. Demi-plié по I-ой, II-ой, V позициям.
  3. Battements tendus semple по I позиции вперед, в сторону, назад.
  4. Battements tendus semple по V только в сторону.
  5. Battements tendus avec demi-plié по I позиции вперед, в сторону, назад.
  6. Degagé (с переходом и без перехода во II позицию).
  7. Relevé на полупальцах по I, II, V позициям.
  8. Demi-rond de jambe par terre en dehors et en dedans, позже – rond de jambe par terre.
  9. Battements relevé lents на 450 вперед, в сторону, назад из I позиции.
  10. Положение ноги sur le cou-de-pied обхватное, условное спереди и сзади, (факультативно, по усмотрению педагога).
  11. Battements retires (подъем ноги из V позиции в положение sur le cou-de-pied, passé и возвращение в позицию вперед и назад), (факультативно).
  12. Поворот и наклон головы.
  13. I Port de bras (изучается на середине зала).

 

Прыжки

  1. Прыжки по 6-ой позиции на двух ногах, на одной ноге.
  2. Прыжки по III-ой позиции с раскрыванием ног в стороны в воздухе («Разножка») (добиваться выворотности, учитывая физические возможности детей).
  3. Прыжки 6-ой позиции со сгибанием ног назад в коленном суставе.
  4. Temps sauté (по I, II, V позициям).
  5. Pas echappé.

Примерные варианты комбинаций на уроке

Первая часть урока (подготовительная):

  • вход учащихся в танцевальный зал (марш);
  • построение детей по линиям, в зависимости от размеров зала и численности группы;
  • поклон педагогу и концертмейстеру;
  • разогрев (для головы, плеч, рук, корпуса, ног).

 

Вторая часть урока (основная)

(исполнение элементов партерной гимнастики, музыкально-ритмического материала, элементов классического танца):

  • упражнения партерной гимнастики. Все элементы партерной гимнастики исполняются с первых занятий 4 – 6 раз, постепенно увеличивая нагрузку.
  • Упражнения для головы, корпуса, рук, ног:

Описание. Муз. размер 3/4 Музыкальный пример 1

Такты 1-4. Плавно поднять одну руку вверх, следя за ней глазами.

Такты 5-8. Поднять другую руку («Цветок растет»).

Такты 9-12. Плавно развести поднятые руки в стороны («цветок расцветает»).

Такты 13-16. Снова поднять руки вверх («цветок потянулся к солнцу»).

Такты 17-32. Легко покачивать руками и головой из стороны в сторону («цветок качается»).

Такты 33-37. Одна рука плавно опускается вниз («цветок увядает»).

Такты 38-42. Другая опускается вниз.

Такты 43-45. Голова мягко падает на грудь, руки опущены («цветок завял»).

Описание. Муз. размер 2/4 Музыкальный пример 2

Исходное положение: ноги в первой позиции, руки в подготовительном положении.

Такты 1-2. Правую руку плавно раскрыть через первую позицию во вторую.

Такты 3-4. Опустить правую руку в исходное положение.

Такты 5-8. Повторить движения тактов 3-4 левой рукой.

Такты 9-10. Правую руку плавно поднять вверх через вторую позицию в третью.

Такты 11-12. Опустить правую руку в исходное положение.

Такты 13-16. Повторить движение 9-12 тактов левой рукой.

Такты 17-20. Волнообразными движениями рук, постепенно поднимающимися вверх, передать нарастание динамики. На сильную долю каждого такта выполнить приседание.

Такты 21-22. Прослушать. Держа руки в третьей позиции.

Такты 23-24. Через стороны плавно опустить руки вниз.

Такты 25-32. Повторить движения тактов 1-8.

 

Описание. Муз. размер 3/4  Музыкальный пример 3

Исходное положение: ноги в первой позиции, руки в подготовительном положении.

Такт 1. Поднять руки в первую позицию.

Такт 2. Раскрыть их во вторую позицию.

Такты 3-4. Через стороны опустить руки вниз.

Такт 5. Легко взмахнуть руками вперед.

Такт 6. Мягко опустить руки в подготовительную позицию.

Такт 7. Поднять руки через первую в третью позицию.

Такт 8. Опустить руки через стороны вниз.

Такты 9-12. Повторить движения тактов 5-8.

Такт 13-16. Повторить движения тактов 1-4.

Такт 17. Раскрыть правую руку через первую позицию во вторую.

Такт 18. Перевести правую руку через первую позицию в подготовительное положение.

Такт 19. Раскрыть левую руку через первую позицию во вторую.

Такт 20. Провести левую руку через первую позицию в подготовительное положение.

Такт 21. Выполнить взмах руками в стороны до уровня плеч.

Такт 22. Опустить руки вниз.

Такт 23. Выполнить взмах руками через стороны так, чтобы они сошлись над головой тыльной стороной кистей рук.

Такт 24. Опустить руки через стороны вниз.

Такты 25-26. Повторить движения тактов 1-12.

Описание. Муз. размер 2/4 Музыкальный пример 4

Исходное положение: ноги в первой позиции, руки на поясе.

Такт 1. Выполнить 2 «точки» правой ногой в сторону, корпус развернуть в строну.

Такт 2. Выполнить 3 притопа.

Такты 3-4. Повторить движения тактов 1-2 с левой ноги.

Такты 5-7. Выполнить 6 шагов вперед, ставя ноги в третью позицию.

Такт 8. Выполнить 3 притопа с поклоном головы.

Такты 9-16. Выполнить приседание с поворотом корпуса вправо и влево.

Такты 17-24. Повторить движения тактов 1-8.

Описание. Муз. размер 3/4 Музыкальный пример 5

Исходное положение: ноги в первой позиции, руки в подготовительном положении.

Такт 1. На затакт развести руки в стороны; на сильную долю выполнить хлопок с правой стороны корпуса, одновременно присев.

Такт 2. Выполнить хлопок с левой стороны корпуса.

Такты 3-8. Повторить движения тактов 1-2.

Такт 9. На счет «раз» открыть правую ногу вперед на носок, одновременно переводя руки в первую позицию; на «два» скользящим движением оставить правую ногу в сторону, а руки раскрыть во вторую позицию; на «три» поставить правую ногу в исходное положение, а руки перевести в третью позицию.

Такт 10. Выполнить 3 relevé.

Такт 11. Повторить движения тактов 9-10, начиная с левой ноги.

Такт 13. На сильную долю, раскрывая руки во вторую позицию, выполнить скользящий шаг с правой ноги в сторону.

Такт 14. Приставить левую ногу к правой, опуская руки в подготовительное положение, делая приседание с поклоном.

Такты 15-16. Повторить движения тактов 13-14 в левую сторону.

  • Экзерсис у станка (лицом к станку): см. музыкальные примеры раздел нотное приложение «Экзерсис у станка»

Demi-plié по I-ой, II-ой, V-oй позициям.

Движение развивает мышцы, сухожилия и связки.

Муз. размер 4/4, 3/4, 2/4.

По два demi-pliés в I, II, V позициях. Каждое demi-pliés исполняется на 4 четверти вниз, на следующие 4  четверти наверх. Перемена позиций ног исполняется на четыре аккорда.

Battements tendus semple по I позиции.

Движение вырабатывает силу ног, выворотность.

Муз. размер 4/4, 2/4.

Каждое battements tendus исполняется: на 4 четверти открыть ногу и следующие
4 четверти закрыть ногу. По мере усвоения учащимися упражнения, меняется 
музыкальная раскладка движения. На 2 четверти открыть ногу, а на следующие 

2 четверти закрыть ногу.

По четыре battements tendus вперед, в сторону, назад и в сторону.

Battements tendus avec demi-plié по I позиции

Муз. размер 4/4, 2/4.

На 8 четвертей – battements tendus вперед, на 8 четвертей – demi-pliés. Повторить еще раз, затем тоже самое исполнить два раза в сторону, два раза назад и опять два раза в сторону.

Battements tendus semple по I позиции.

Муз. размер 4/4, 2/4.

На 4 четверти – battements tendus вперед, на 4 четверти – battements tendus назад,
на 8 четвертей degagé (с переходом или без перехода во II позицию). Комбинацию повторить еще раз.

Rond de jambe par terre.

Муз. размер 4/4.

En dehors:

На 2/4 работающая нога с I позиции вытягивается вперед, на 2/4 проводится в сторону,
на 2/4 закрывается в I позицию, на 2/4 пауза. На 2/4 работающая нога с I позиции вытягивается в сторону, на 2/4 проводится назад, на 2/4 закрывается в I позицию,
на 2/4 пауза. Исполнить 2 rond de jambe par terre. Всю комбинацию исполнить en dedans.

Battements relevé lents на 450 из I позиции.

Муз. размер 44/,3/4.

Движение исполняется на два такта: три четверти первого такта нога поднимается на 450, на следующие две четверти нога фиксируется в достигнутое положение, на оставшиеся три четверти второго такта – опускается в I позицию. Движение исполняется по два раза: вперед, в сторону, назад.

Relevé на полупальцах по I, II, V позициям.

Муз. размер 4/4, 2/4.

а) На 4  четверти подъем на полупальцы, 4 четверти опуститься с полупальцев в исходное положение. Упражнение повторяется по 4 раза в каждой позиции.

б) На первую четверть – demi-plié, на вторую подняться на полупальцы, на две четверти следующего такта медленно опуститься на всю стопу. Упражнение повторяется по 4 раза в каждой позиции.

  • Экзерсис на середине зала: см. музыкальные примеры раздел нотное приложение «Экзерсис на середине зала»

Battements tendus semple по I позиции.

Муз. размер 4/4, 2/4.

По четыре battements tendus в сторону на 4 четверти каждое. Всю комбинацию повторить
с левой ноги.

Degagé (с переходом и без перехода во II позицию).

Муз. размер 4/4, 2/4.

Исполняется как самостоятельное движение.

Demi-plié по I-ой, II-ой, V-ой позициям.

Муз. размер 4/4.

По два demi-pliés в I, II, V позициях. Каждое demi-pliés исполняется на 4 четверти вниз и на 4 четверти наверх. Перемена позиций ног исполняется на четыре аккорда.

Battements tendus avec demi-plié по I позиции

Муз. размер 4/4, 2/4.

На 8 четвертей – battements tendus вперед, на 8 четвертей – demi-pliés. Повторить еще раз, затем тоже самое исполнить два раза в сторону, два раза назад и опять два раза в сторону.

Battements tendus semple по I позиции.

Муз. размер 4/4, 2/4.

По четыре battements tendus вперед, в сторону, назад и в сторону.

Rond de jambe par terre.

Муз. размер 4/4.

En dehors: на 2/4 работающая нога с I позиции вытягивается вперед, на 2/4 проводится в сторону, на 2/4 закрывается в I позицию, на 2/4 пауза. На 2/4 работающая нога с I позиции вытягивается в сторону, на 2/4 проводится назад, на 2/4 закрывается в I позицию,
на 2/4 пауза. Исполнить 2 rond de jambe par terre. Всю комбинацию исполнить en dedans.

Отдельно прорабатывается I Port de bras.

Relevé на полупальцах по I, II, V позициям.

Муз. размер 4/4, 2/4.

а) На первый такт подняться на полупальцы, второй такт опустится в исходное положение. Упражнение повторяется по 4 раза в каждой позиции.

б) На первую четверть – demi-plié, на вторую подняться на полупальцы, на две четверти следующего такта медленно опускаться на всю стопу. Упражнение повторяется по 4 раза в каждой позиции. (В комбинацию можно добавить работу рук по I, II, III позициям).

  • Прыжки: см. музыкальные примеры раздел нотное приложение «Прыжки»

Temps sauté (по I, II V позициям).

Муз. размер 4/4, 2/4.

Исполняется по 4 раза по всем позициям, каждый прыжок на 4 четверти,
plié на сильнуюдолю – «раз».

Pas echappé

Муз. размер 4/4, 2/4.

Исполняется по 4 раза.

На первом этапе изучения движения, вытягиваем колени во II позиции и заново делаем plié, по мере усвоения упражнения, echappé исполняется в один прием.

Трамплинные прыжки.

Описание. Муз. размер 2/4 Музыкальный пример 6

Исходное положение: ноги в первой позиции, руки на поясе.

Такт 1. Выполнить два прыжка на двух ногах.

Такт 2. На счет «раз» - прыжок «разножка», на счет «два» прыжок по первой позиции.

Такты 3-4. Повторить движения тактов 1-2.

Такты 5-7. Выполнить 6 шагов на месте, руки двигаются, как при маршевой ходьбе.

Такт 8. Приседание.

Такты 9-16. Повторить движения тактов 1-8.

Такты 17-32. Повторить движения тактов 1-16, но ходьбу на месте заменить
на продвижение вперед и назад.

Такты 33-48. Повторить движения тактов 1-16.

В подобных комбинациях сочетание марша и ходьбы развивает у детей внимания и координацию.

Описание. Муз. размер 2/4 Музыкальный пример 7

Исходное положение: ноги в первой позиции, руки на поясе.

Такт 1. 2 раза прыгнуть на правой ноге.

Такт 2. 2 раза прыгнуть на левой ноге.

Такты 3-4. Выполнить 4 прыжка на двух ногах.

Такты 5-8. Повторить движения тактов 1-4.

Такты 9-16. Повторить движения тактов 1-8.

Такты 17-19. Выполнить прыжки на двух ногах на 1/4 круга, на 1/4 круга, на 1/2 круга.

Такт 20. Relevé.

Такты 21-32. 3 раза повторить движения тактов 17-20.

Третья часть урока (заключительная):

  • ходьба и бег;
  • основное построение для выхода из зала;
  • поклон педагогу и концертмейстеру;
  • выход из танцевального зала (марш).

Методические рекомендации

Основная задача урока классического танца во 2-ом классе – постановка корпуса, ног, рук и головы на простейших упражнениях классического танца, развитие элементарных навыков координации движений.

Двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время. Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей.

Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный процесс выработки большого числа усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Позы, положения, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма двигательные навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. При этом педагогу следует все время помнить, что овладение двигательными навыками всегда должно сопровождаться определенным эмоциональным настроением, что нельзя учить только движением, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок (это самая распространенная ошибка в педагогической практике у начинающих руководителей детских хореографических коллективов).

Педагогической психологией введен основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и целесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.

При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуются временные связи. Когда музыкальное движение выучено и прочувствовано, закрепляются определения последовательность возбудительно-тормозных процессов, т.е. вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка. Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесно-речевые объяснения и замечания учителя (уместно подчеркнуть, что объяснения и замечания должны сопровождаться положительными эмоциями с единственной целью, чтобы ученик, слушая – слушал и услышал); профессиональный показ телодвижений учителем – зрительное созерцание и осмысление (и в этом процессе очень важно следить, чтобы ученик, глядя – видел и увидел, удивился); наблюдение за собой в зеркальном отражении.

Обучение танцевальным элементам происходит путем практического показа и словесных объяснений. Педагогу необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее и подробное словесное объяснение может привести к потере внимания учащихся, вызовет скуку на занятии. В то же время нельзя ограничиваться только практическим показом, в этом случае дети воспринимают материал подражательно и неосознанно.

Многократно повторяясь, движения-импульсы становятся сигналами – раздражителями для мышц и других систем органов. Поэтому стоит принять определенное положение или позу, услышать знакомый ритм, мелодию, как дальше движения возникнут сами собой (срабатывает мышечная память).

Внешне это проявляется в правильном и точном выполнении движения в соответствии с музыкальным настроением и темпоритмом. Специалисты-практики отмечают, что мышечная память, как и психика человека, поддается тренингу. Каждое новое танцевальное движение или комбинация – это новый двигательный стереотип. Многие знают из собственного опыта, как трудно переучивать даже самые несложные движения. Поэтому следует сразу же добиваться правильного выполнения любого движения, не надеясь на то, что потом можно будет легко его поправить.

Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение исполняется многократно, становится простым и доступным.

Таким образом, можно сделать вывод, что длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Отсюда вытекает задача педагога классического танца – научить детей осмысленному отношению к движению, найти образ, чтобы через него можно было выразить свои внутренние эмоции, ощущения, вызванные образом, тем самым сформировать эстетическое отношение к действительности. Следовательно, одной из существеннейших черт хореографии является не только тяжелейший труд (интеллектуальный и физический), но радость приобщения, чувство своей причастности к хореографическому искусству в целом. Занятия классическим танцем позволяет постигнуть тайны танцевального искусства, добиться той непосредственности, динамики, которая радует и доставляет эстетическое удовольствие.

Педагог классического танца должен подходить к построению урока как  к хореографическому произведению. Это труд творческий и емкий, как по времени, так и по эмоциональной насыщенности. Ученикам предлагается не только исполнять элементы, но и слушать музыкальные фразы, акценты и паузы, т.е. заниматься поисками художественного образа в уроке и дальнейших танцевальных номерах.

Вторую часть урока (основную) со своими учащимися начинаю с элементов партерной гимнастики. На урок элементы данного раздела подбираются так, чтобы они сочетались с последующим изучаемым материалом урока. Таким образом, в уроке дается акцент на тесное взаимодействие элементов партерной гимнастики с элементами классического танца, что в свою очередь позволит облегчить освоение учащимися классического экзерсиса. На первом этапе обучения элементы партерной гимнастики исполняются  по 4 – 6 раз, постепенно увеличивая нагрузку, учитывая возраст и физические возможности учащихся. Когда дети освоили движения, можно объединять элементы в одну расширенную музыкальную комбинацию (блок элементов партерной гимнастики). Такой подход «непрерывного» исполнения движений позволяет экономить время на уроке, вырабатывать у учащихся: физическую силу, внимание и хореографическую память, кроме того, служит прекрасным разогревом.

Кроме того, обращаю ваше внимание на то, что, проделав гимнастические движения, учащиеся не встают сразу к станку. Тут же даются комбинации на изучение музыкально-ритмического материала.

На уроке перед учениками мною поставлена задача – планомерный подход  к изучению элементов классического танца. Урок выстраивается таким образом, что все правильно подобранные комбинации партерной гимнастика, упражнения для головы, рук, корпуса, ног плавно подводили ученика к изучению  и освоению элементов классического танца.

Исполнение элементов экзерсиса у станка есть лишь первая ступень в выработке качества «танцевальность». Гармоничное развитие тела обучающегося средствами классического экзерсиса завершается в упражнениях на середине зала.

Элементы  экзерсиса на середине зала ставят перед исполнителем задачу освоения перемещения тела в ограниченном сценическом пространстве. Это средство на основе выработанных у станка навыков, создает основу для более высокого развития качеств и навыков, необходимых в хореографическом искусстве. Важнейшим направлением в упражнениях на середине следует считать последовательное обучения от выполнения простейших элементов (Demi-plié, Battements tendus, Battements tendus avec demi-plié, Demi-rond de jambe par terre, Battements relevé lents и т.д.) к исполнению основных поз классического танца этот путь завершается в прыжках.

Педагогу просто необходимо не только проверять, но и усовершенствовать у учеников развитие устойчивости. Необходимо подчеркнуть роль смены направления движений, перемены опорной и работающей ноги, различных положений рук, корпуса и

головы. Такой элемент как plié встречается практически в каждом танцевальном движении. Только хорошо разработанное plié делает движения мягкими и пластичными. Plié связывает различные танцевальные pas в единую движенческую кантилену. Plié развивает мышцы, сухожилия и связки, производящие движения тазобедренного, коленного и голеностопного суставов. В исполнении данного элемента участвуют корпус, руки и голова. Мышцы ног растягиваются и сокращаются в медленных темпах. Таким образом, происходит подготовка тела ученика к последующим трудностям – процесс так называемого разогрева. Изучая данный элемент на уроках со своими учениками, сталкиваешься с такой проблемой, как неравномерное распределение тяжести тела на обе ноги и на обе ступни, то есть дети часто заваливаются на переднюю часть ступни, что совершенно не допустимо при выполнении plié. Необходимо следить за тем, чтобы учащиеся исполняли plié не поднимая пятки от пола, так как именно удерживание пяток на полу прекрасно развивает сухожилия и связки голеностопного сустава. Прежде чем приступить к изучению plié, мною закрепляется его развитие путем упражнений battement tendu на I позиции с plié, а также в элементах партерной гимнастики, которые помогают развивать паховые мышцы.

Форма Battements имеет различные группы: battement tendu, battement jeté, battement fondu, battement frappé, battement relevé lent, battement développé, grand battement jeté. Battements tendus – важнейший элемент экзерсиса. Правильная постановка ног, выворотность, сила ног вырабатывается именно им. Особенностью battement tendu является его синтетический характер, заключающийся в том, что в процессе исполнения этого элемента в работу вводится все группы мышц и связки ног (большие и малые).

Первоначально battement tendu изучается с I позиции, так как это мене сложно, но надо соблюдать те же правила, как и при выполнении battement tendu с V позиции. При изучении движения при  размере 2/4, лучше чтобы аккорды были арпеджированные, лаконичные, но не громогласные. На первую четверть первого такта работающая нога скользит всей стопой в заданное положение, пятка энергично, но не резко отрывается от пола. На вторую четверть первого такта нога, вытягивается в заданное положение. На первую четверть второго такта работающая нога, переходя с носка на всю стопу скользящим движением, сохраняя выворотное положение, движется в исходную позицию. На вторую четверть второго такта нога, продолжая скользить в то же направлении, возвращаясь в исходную позицию.

 Изучая это движение, надо постоянно помнить, что выполнить его можно и нужно лишь натянутость всей ноги. Нога работает самостоятельно, не включая в свою работу корпус, объясняя ученикам – как бы независимо от него. Подтянутые бедра, спина, корпус, снимая тяжесть веса ног, обеспечивают эту независимость. Рабочая нога должна

быть вытянута в трех точках: пальцах, подъеме, колене. Лучше всего изучение этого движения начать в сторону: так упражнение лучше воспринимается учениками, им легче избежать ошибок. Но все же, существуют определенные трудности в общении с учениками на первоначальном этапе изучения движения. Говоришь им – пяткой вперед! А они путаются, не могут правильно и верно выполнить задание. И здесь ученикам дается подсказка, опять же ссылаясь на три рабочие точки: пятка, щиколотка, икра – всегда стремятся вперед (выворотное положение). Самое трудное – исполнение battement tendu вперед и назад. Здесь труднее почувствовать и понять выворотность.

На уроках классического танца большое значение имеют образные выражения, которые помогают детям младшего школьного возраста лучше чувствовать и управлять мышцами своего тела. Такие выражения, как «раскрой ручку как цветочек», исполняя port de bras или  «уколись ногой», исполняя picqué, или «держи спину, будто за спиной горячая стена», приводят к выразительному и яркому исполнению не только отдельных элементов, но и передачи танцевальных образов в классических вариациях.

И опять обращаемся к ассоциациям, так как 8-9 летним детям легче чувствовать свое тело и управлять своими мышцами через ассоциации, поэтому нужно говорить – «когда делаем battement tendu по всем направлениям – мелом чертим прямую и жирную линию». Исполняя движение вперед, ощущать надо движение тело надо, так словно пятка идет верх. Первый и второй пальцы касаются пола. Обратное  движение: первым идет носок, оставляя пятку выворотной. Открывая ногу назад, колено стремится наверх, пятка вниз. Нога идет как бы за себя. Фиксируется положение пятки против исходной позиции в каждом из направлений. Натянутость ноги не мешает вернуть ее в исходное положение.

Все важные элементы экзерсиса входят в форму круговых движений rond de jambe. Один из них - demi-rond de jambe par terre и rond de jambe par terre (круг, описываемой ногой по полу). Этот элемент выполняет роль развития выворотности и подвижности тазобедренного сустава. Demi-rond de jambe par terre и rond de jambe par terre исполняется по всем правилам battement tendu. Для лучшего усвоения учащимися движений, не надо забывать обращаться к подсказкам-ассоциациям, которые помогают ребенку лучше управлять своим телом. Здесь можно предложить ученикам поставить на пяточку стакан с водой, кто свернет пятку в невыротное положение, тот уронит стакан и прольет воду и еще надо ученикам подсказать, что надо обязательно очертить круг ногой, при этом, следя за спиной и корпусом, чтобы оставались спокойными, а плечи и бедра ровными. Движение исполняется на два такта, музыкальный размер 4/4.

Battements relevé lents (подъем ноги) – сложный элемент экзерсиса, развивает шаг и силу ног. Особое развитие при изучении и совершенствовании этого упражнения получают мышцы, производящие сгибание и разгибание, а также тазобедренный сустав и костные мышцы живота. Упражнение воспитывает возможность удержать ногу на высоте 450 и выше (если это позволяют физические и возрастные возможности учеников). При музыкальном размере 4/4 упражнение исполняется на два такта: три четверти первого такта нога поднимается, на следующие две четверти нога фиксируется достигнутое положение, на оставшиеся три четверти второго такта – опускается в позицию. Обратить внимание на то, чтобы при исполнении движения в сторону нога после подъема не теряла  натянутости. При исполнении движения назад нога убрана: носок против пятки. Работающую ногу надо ощущать выворотной и натянутой: колено вверх, пятка вниз, носок вверх. Корпус подтянут, не наклоняется, а лишь слегка направляется вперед, ягодичные мышцы подтянуты.

Эти упражнения, в свою очередь, являются исходными для изучения более сложных движений классического танца, таких как: связующие и вспомогательные движения, прыжки (воздушные и партерные), способствующие развитию элевации (взлета) и баллона (задержки и сохранения в воздухе позы взлета).

Уже с первых занятий в раздел прыжки следует вводить трамплинные прыжки, вырабатывать правильный толчок пятками от пола. Прыжки начинают изучать стоя лицом к станку (нельзя наваливаться на станок). Как только усвоена элементарная точность исполнения, изучение переносится на середину зала. Во время прыжков первоначально руки держат на талии, затем переводят в подготовительное положение. Необходимо следить за корпусом, руками: живот и ягодицы подтянуты. Изучая прыжки со своими учениками в классе, важно обращать их внимание на правильное demi-plié, то есть не отделять пяток от пола. В момент прыжка держать ноги напряженно вытянутыми в колене, подъеме и пальцах. После прыжка ноги должны коснуться пола сначала носком, затем плавно перейти на пятку и опуститься на demi-plié, после чего вытянуть колени. Музыкально прыжок можно разложить следующим образом: муз размер 4/4 первая четверть - demi-plié; вторая четверть первая  и вторые восьмые – прыжок; третья четверть – прыжок заканчивается в demi-plié; четвертая четверть – ноги возвращаются в исходное положение.

Pas echappé – прыжок из V позиции во II позицию. С возвращением во время следующего прыжка в V позицию. Начальная позиция фиксируется в воздухе и лишь в последний момент, перед самым приземлением. Ноги принимают последующую позицию.

Необходимо обратить внимание детей на исполнение demi-plié в прыжках, оно должно быть эластичным и непрерывным – пятки плотно прижаты к полу при полной выворотности ног. Это исключает возможность двойного demi-plié перед прыжком и сохраняет силу ног для прыжка.

Особое место в классическом экзерсисе занимают упражнения «рук» и их разновидности, так называемые port de bras. Правильная форма классических позиций рук зависит от правильного положения плеча, локтя, запястья: локоть свободен и слегка согнут, поддержан; кисть продолжает эту линию, не горбясь в запястьях, кисть направляется в длину, а пальцы слегка округлены. Руки должны принимать правильное положение во всех позициях. Управляют ими подлопаточные мышцы. Плечевые суставы не зажаты. Спина держится сама собой, port de bras повторяют не менее двух-четырех раз, после чего следует port de bras с другой ноги.

Третья часть (заключительная) урока строится на упражнениях маршевой ходьбе и беге, основного построения для выхода из зала, поклона педагогу и концертмейстеру.

Таким образом, классический экзерсис, создавая определенные танцевальные навыки, совершенствуя и закрепляя их, оказывая серьезнейшее воздействие на развитие силы мышц, их эластичность и подвижность суставно-связочного аппарата, является основным средством освоения танцевального искусства.

Принципы музыкального оформления урока классического танца

Необходимость творческого союза хореографа и музыканта в процессе музыкального оформления урока классического танца очевидна и не требует доказательств. Только тесное сотрудничество преподавателя и концертмейстера, в какой-то степени аналогичное сотрудничеству балетмейстера и композитора в процессе постановочной работы, способно дать наиболее эффективные результаты в формировании творческого мышления учащихся и воспитании их художественного вкуса. Знание концертмейстером специфики балетного искусства, с одной стороны, и совершенствование методов и форм музыкального образования хореографом – с другой, позволяет достичь подлинного творческого контакта между ними в работе над подготовкой материала урока. Лишь в этом случае становится возможным четкий систематизированный подход к освоению учебного материала и выработка единой музыкально-хореографической концепции построения урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и уровнем их профессиональной подготовки.

Вопросы составления композиционного плана урока, распределения хореографического материала и разумного дозирования его информативной насыщенности в процессе урока очень важны и требуют специального рассмотрения.

Данная методическая разработка признана обозначить эти и другие проблемы и, в какой-то степени, облегчить пути их понимания. Здесь на материале урока классического танца рассматриваются методы музыкального оформления урока, формулируются критерии отбора музыкального материала и принципы его интерпретации. Опираясь на такие источники, как учебник А.Я.Вагановой «Основы классического танца» и методические пособия Т.В.Пуртовой, А.Н.Беликовой, О.В.Кветной «Учите детей танцевать», а также, базируясь на основных положениях книги Л.Ярмолович «Принципы музыкального оформления урока классического танца», предлагается проанализировать движения и элементы, составляющие основу классического танца, теоретическое осмысление и практическое обоснование методологии музыкального оформления с точки зрения их взаимодействия с музыкальным оформлением.

Расположение материала в порядке возрастающей трудности дает возможность проследить особенности всех стадий процесса обучения и ощутить как видоизменяется музыкальный материал в зависимости от степени усложнения хореографических задач. Следует при этом подчеркнуть, что представленные в разработке музыкальные образцы вовсе не являются эталоном, которому нужно непременно следовать в выборе музыкальных произведений для оформления танцевального урока. Напротив, не ограничиваясь ими, а лишь усвоив и творчески переосмыслив принципы подхода к работе с музыкальным текстом, концертмейстеры и преподаватели смогут более свободно и, вместе с тем, целенаправленно ориентироваться в вопросах формирования репертуара для учебной практики.

«Под музыкальным оформлением урока следует понимать музыкальную композицию, облеченную в законченную форму, построенную по характеру, фразировке, ритмическому рисунку, динамике в полном соответствии с танцевальным движением и как бы сливающуюся с ним в одно целое. Эта композиция должна подчеркивать все особенности танцевального движения средствами его музыкальной характеристики».[4]

Музыкальное оформление должно помогать учащимся овладеть техническими навыками хореографической профессии и, в то же время, прививать им осознанное отношение к законам музыкального искусства, понимание мелодической, гармонической, полифонической, ритмической, динамической логики музыкальных произведений.

Умение хореографа разбираться в конструктивных закономерностях музыкальных сочинений и согласовывать их с системой движений в танце является необходимой предпосылкой достижения свободы и осмысленности в трактовке материала урока.

С другой стороны, музыкант, приступающий к музыкальному оформлению урока, должен также обладать хотя бы начальными сведениями в области хореографии, так как без этого подлинный контакт между хореографом и концертмейстером вряд ли будет возможен,
а музыкальное оформление сведется лишь к формальному, механичному, фоновому сопровождению урока.

Между тем именно в живом процессе урока учащиеся постигают неразрывные связи музыки и пластики и познают основные законы музыкального формообразования и музыкально-драматургического развития; именно здесь формируется музыкальный вкус. Поэтому музыкальный материал, используемый на уроке, должен быть тщательно отобранным, апробированным и обладающим художественными достоинствами. В качестве примеров следует использовать лучшие образцы классической музыки, а также материал современного музыкального творчества.

Опытный концертмейстер, как правило, имеет серьезное представление об особенностях искусства хореографии, владеет солидным объемом знаний в этой области. Для того, чтобы работать полноценно, концертмейстер должен ясно представлять себе, каким образом исполняется то или иное движение, каким будет его основной темп и характер и, следовательно, какой тип музыкального сопровождения в наибольшей степени отразит его интонационно-ритмические и темповые характеристики.

Различные танцевальные комбинации движений, исполняемые на уроках классического танца, часто несут в себе возможности многозначного и разнообразного импровизационного музыкального решения. Содержательно-художественная сторона музыкального воплощения реализует каждый раз одно из этих возможных решений, каждый раз по-другому.

Хореографическая комбинация на уроке классического танца - это цепь различных движений, распределенных во времени относительно долей отсчета, в методической литературе по классическому танцу называемых четвертями. Но в музыкальном отображении эта пульсация условных хореографических «четвертей» может соответствовать пульсации разных длительностей в зависимости от темпа и метрического размера. Взаимоотношений музыкального и хореографического метра могут быть достаточно сложными в сценических формах. В учебной практике хореографическая «четверть» иногда равна музыкальной, но чаще в полтора-два раза длиннее ее (в зависимости от темпа, метрического размера и характера фразировки). Например, в метрических размерах 2/4 и 4/4 в быстром темпе условные четверти чаще соответствуют целым и половинным долям музыкального сопровождения, в умеренном темпе могут совпадать, в медленном темпе снова преобладает кратное соответствие. В размере 6/8 хореографические четверти в медленном темпе чаще будут соответствовать целому такту, в более оживленном темпе четверти с точкой, в быстром темпе снова такту.  В размере 3/4 условная хореографическая четверть чаще всего соответствует одному такту (например, вальса). Другими словами, понятие четверти в хореографическом понимании является понятием метрическим, показывающим лишь расположение сильных и относительно сильных периодичных акцентов (сильных или относительно сильных долей такта в музыкальном выражении). Восприятие хореографического метра в данном случае тесно связано с восприятием квадратной структуры музыкального периода, пульсация хореографических метрических долей показывает этапы выстраивания этой структуры, и, таким образом, счет хореографический достаточно редко совпадает с музыкальным.

Следует особо рассмотреть особенности трехдольных метров, проявляющиеся в медленных темпах. В этом случае относительно слабые 2 и 3 доли такта приобретают большую весомость, в то время как сильные тактовые доли находятся слишком «далеко» одна от другой.

Так как промежуточная парная пульсация отсутствует, в этом случае сохранить ощущение квадратной структуры в счете и, одновременно, внутреннюю трехдольную пульсацию достаточно сложно, неудобно с точки зрения функциональности (по всей видимости, придется считать: «раз, два, три, два, два, три, три, два, три» и т.д.)

За более крупную единицу измерения времени в хореографии принимается столь же условное понятие "музыкальная фраза", соответствующая 16-ти долям, окончание
16 доли считается окончание фразы. Понятие "музыкальная фраза" не является смысловым, подобно понятию "период" в музыке, а лишь структурно-временным. Таким образом, основной моделью для музыкальной импровизации может быть нормативный квадратный «шестнадцатидольный период».

Иногда, при составлении комбинаций, допускается видоизмененная квадратность, связанная, как правило, с повторением метрических функций 5, б, 7 и 8 тактов («полторы фразы»). Ощущение большей весомости заключительных, каденционных тактов часто реализуется в хореографической комбинации в виде более сложных ритмических группировок с использованием активных движений. В импровизационном сопровождении гармонически понятное и логичное оформление кадансов является необходимым условием простоты восприятия, так как в хореографическом восприятии этапы гармонического выстраивания периода воспринимаются как дополнительная окраска метрической пульсации. Импровизатор, аккомпанирующий уроку, может выстраивать периоды развивающегося, модулирующего характера, однако особенности периодичной квадратной структуры, как правило, несколько лимитируют свободу гармонического развития.

Прикладной, отражающий характер импровизационного сопровождения, а также первостепенное значение метра могут ограничивать и тип построения мелодического рисунка. Это ограничение может быть также продиктовано требованием сиюминутного совместного исполнения. Пианист задает необходимую метрическую пульсацию, и она должна восприниматься сразу. При исполнении жанровой музыки это легко достижимо, но в кантиленных адажийных построениях часто бывает необходимо первые сильные доли «продемонстрировать», например, выстраивая мелодию крупными долями, соответствующими условным четвертям хореографического счета.

Собственно, выбор какого-либо из используемых метрических размеров не всегда является самым существенным, принципиальным фактором, одну и ту же комбинацию движений часто можно представить как с двудольной, так и с трехдольной пульсацией музыкального сопровождения, так как метроритмическую опору создают не внутритактовые группировки длительностей, а пропорциональная тактовая пульсация. Тем не менее, при сопровождении экзерсиса у папки чаще встречаются случаи выбора именно двудольности, связанные с использованием условных хореографических восьмых и шестнадцатых в раскладе движений battement tendu, rond de jambe par terrre и т.д. Трехдольный, особенно вальсовый размер часто используется для сопровождения активных движений большой сипы и размаха больших прыжков.

В музыкальном сопровождении метр основа, на которой базируется единство музыки и движения. Что касается образно-эмоционального воплощения предлагаемого хореографического материала, то музыкант осуществляет отражение этого материала с помощью музыкально-выразительных средств. Метроритмическая основа, заложенная извне, при этом не только является основным связующим элементом, регулирующим музыкально-хореографические взаимосвязи, но и составляет каркас будущего музыкального построения, оказывающий влияние на синтаксис, структуру и композицию этого построения, а в конечном итоге и на гармоническое, мелодическое, фактурное и динамическое решение.

Отражением метроритмических взаимосвязей является выбор необходимого темпа сопровождения, так как частота пульсации метрических долей и является основным показателем темпа. При сопровождении урока музыкальный темп определяется частотой совпадения музыкальной ритмической пульсации с определенными моментами исполнения движений.

На уроке педагог показывает и просчитывает комбинацию, но, как правило, не в том темпе, в котором она будет исполняться. Учащиеся, а также концертмейстер знают основной темп исполнения комбинаций, так как характер движений, используемых в ней, уже предполагает исполнение их в определенном темпе. Темп постоянно корректируется в процессе исполнения педагогом и концертмейстером, чтобы исполняемые танцевальные движения и музыкальное сопровождение соответствовали друг другу так, как задано в целом и в отдельных деталях. В этой связи необходимо отметить важность такого профессионального умения концертмейстера, как способность помнить конкретные темповые характеристики отдельных движений или комбинаций движений в виде точных временных отрезков, соотносящихся с музыкой. «Речь идет о запоминании не только отдельных движений, но и о внутреннем восприятии их во времени с тем, чтобы в памяти музыка и хореография существовали в едином измерении».[5]

Дело в том, что многие движения исполняются практически всегда в определенном темпе вне зависимости от контекста. Например, чтобы сделать прыжок в воздухе, ученику необходимо строго определенное время. Он не может «зависнуть» в воздухе чуть подольше или приземлиться чуть раньше, чтобы «попасть в музыку», и, конечно же, концертмейстер должен это понимать. Педагог, придумывая комбинации, безусловно, учитывает темповые характеристики отдельных движений, которые он использует, но некоторые незначительные темповые различия, тем не менее, могут сказаться на основном темпе. Эти «незначительные» различия чрезвычайно остро ощущаются в ансамблевом исполнении: «балерина улавливает изменение темпа более чутко, чем

изощренное ухо изменение темпа чередования звуков...», «важно еле уловимое колебание в таких пределах длительности соседних нот, какие обычное ухо не ощущает»[6]

Итак, важным компонентом верного темпа является частота музыкальной ритмической пульсации. Музыкальный темп также часто отражает характер движений. Пианист-аккомпаниатор может создать иллюзию оживленного темпа исполнения движений, используя в аккомпанементе группировки мелких длительностей. Таким образом, возникает ощущение более быстрого темпа при совпадающей пульсации сильных долей. Также может применяться более частая (по сравнению с хореографической) пульсация. Ниже предлагается таблица традиционных темпов исполнения различных классических па экзерсиса. Метрономический указатель М.М. соответствует хореографическому и музыкальному пониманию четверти (см. табл.).

Традиционные темпы исполнения различных классических па экзерсиса

На первых этапах обучения, на уроках классического танца важно понятие «темп». Темп в комбинациях меняется в зависимости от возраста учащихся и физических возможностей ребенка. В младших классах  не все дети в состоянии быстро вспомнить то или иное движение. Концертмейстеры стараются замедлить темп в комбинациях, но излишнее замедление темпа музыкального сопровождения может привести к искажению музыкального произведения, поэтому хореографу важно уметь составить задание, правильно используя паузы в движениях, или раскладывая движения, на музыку считая не четверти, а такты.

Pas экзерсиса M.M.   Темп музыкального сопровождения         M.M.

Plie                                         40-42   Andante,         Adagio            70-92

Battemetnt tendu                   50-60   Moderate,       Allegretto       90-120

Battement jeti                         60        Moderato,       Allegretto       90-120

Rond de jambe par terre        50-52   Andante,         Andantino      90-104

Port de bras                            42-46   Andante,         Adagio            70-92

Battement fondu                    50-52   Andan,            Andantino      90-104

Battenwnl frappe                   64-66   Allegretto       100-132

Rond dejambe en lair             56-60   Andantino,      Allegetto        104-120

Petit battement                       64-66   Allegretto,      Allegro            128-160

Adagio                                                40-46  Adagio,            Andante         70-92

Grand battement                    50-52   Moderato,       Allegretto       100-126

Группа Allegro                      60-84   Allegretto       Allegro            120-168

Вращение                              50-80   Allegretto       Allegro            100-168

На наших уроках в одной комбинации используются сочетание двух и более движений, например(demi plie avec battements tendus), и предполагаются небольшие отклонения в темпе. Некоторая темповая свобода (ускорение или замедление) также может проявляться при переходе из одного движения в другое. Основная творческая задача концертмейстера в этом случае не синхронное, формальное соответствие темповым нюансам, а их смысловое наполнение. В классическом экзерсисе rubato является заданным музыканту-импровизатору параметром. Пианист выстраивает звуковой материал, наполняя его музыкальной логикой, опираясь на интонации, ритмические группировки длительностей, используя фактурные возможности, сопоставление регистров и т.д., позволяющие сделать accelerando или ritenuto музыкально-выразительным средством, раскрывающим содержание музыки и хореографического текста.

Большие трудности в работе возникают, когда концертмейстер  на уроке играет музыкальное произведение, а он всего лишь должен оформлять урок, так как ведущая роль на уроке должна принадлежать педагогу-хореографу.

Так же неприемлемо просто аритмичное сопровождение, формально-отвлеченно соответствующее хореографическому исполнению. Кроме того, не следует использовать известную музыку (вариации) из часто идущих балетов, когда музыкальный материал наполнен конкретным хореографическим текстом (например, вариации Одетты и Одиллии из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» или  вариация Маши (Клары) из II акта балета «Щелкунчик» и другие).

Как отмечалось выше, у концертмейстеров, работающих в классе хореографии, вырабатывается обостренное темповое и метрическое чутье, умение предугадать логику соотношений музыки и будущих движений в процессе совместного исполнения. Однако следует отметить, что верным ориентиром являются не только интуиция, чутье, но, прежде всего комплекс определенных знаний. Эти знания дают ключ к пониманию метроритмических закономерностей взаимосвязи танцевальных движений и музыки, позволяют концертмейстеру, верно, находить музыкальное решение поставленных педагогом задач.

P L I E

В младших классах для качественного изучения, используется, как правило, размер 4/4. В данном размере чётко прослеживаются сильные доли, что помогает  учащимся   лучше ориентироваться в тактовой раскладке. Для смены позиции ног лучше использовать два такта заключительного построения. А также при использовании импровизационного материала после первого музыкального предложения и последующих возможно  исполнение самостоятельного аккордового двухтактового дополнения в размере 2/4, оно не изменит основного мелодического рисунка. В рамках школьной программы возможно использование и трёхдольного размера для исполнения plie, это позволяет учащимся приобрести навыки умения слушать музыку и выполнять движение вдумчиво, на наших уроках мы не отказываемся от исполнения plie и в размере ¾.

1

2

B A T T E M E N T   T E N D U

Традиционное построение комбинации у станка, требует исполнения в размере 4/4 , 2/4. Мы на своих уроках придерживаемся данных правил. Исполнение комбинации на начальном этапе требует размера 4/4 сдержанно, в дальнейшем можно перейти к двухдольному размеру, более чёткому.

3

R O N D S   D E   J A M B E   P A R  T E R R E

На уроках в младших классах мы выполняем данное движение, используя размер 2/4. Когда учащиеся усваивают и выполняют данную комбинацию грамотно, качественно, мы переходим к двухдольному размеру, в более старших классах это может быть и размер ¾. В младших классах характер исполнения  музыкального сопровождения плавный, в дальнейшем может быть более определённым, отчётливым.

4

B A T T E M E N T S   R E L E V E   L E N T S

Данная комбинация экзерсиса, рассчитана на развитие выносливости и  выполняется только после хорошо проученной и усвоенной предыдущей части у станка. Музыкальный размер произведений исполняемых для данной комбинации 4/4. Музыкальный характер должен соответствовать характеру исполняемого движения. Учащиеся испытывают сильную мышечную нагрузку, и концертмейстер как никогда должен поддержать своим необычайно выразительным, эмоциональным исполнением.

A L L E G R O

5

Этот раздел урока посвящен прыжкам,  прыжок это лёгкость, чёткость, в музыкальном сопровождении удобно использовать разнообразные Польки. На первом году обучения прыжок выполняется достаточно сдержанно, в медленном темпе. Музыкальный размер 2/4, 3/4. Используются два  музыкальных характера, мягкий, плавный для plie и чёткий, энергичный для прыжка. Концертмейстеру нежелательно искажать музыкальный материал, своим исполнением подстраиваясь под учащихся и активно выделять сильные доли. Учащиеся должны научиться слышать музыкальную раскладку, и сосредоточить внимание на необходимой доле соответствующей прыжку.

6

7

Список рекомендуемой литературы:

  1. Беликова А.Н., Пуртова Т.В. Кветная О.В. Учите детей танцевать. М., 2004.
  2. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения: Учебное пособие. С-Петербург, 2006.
  3.  Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л.: Искусство, 1980.
  4. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л: Искусство, 1981.
  5. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. Л.: Искусство, 1986.
  6. Корнева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей школьного
    и младшего школьного возраста. М., 2001.
  7. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974.
  8. Мессерер А. «Уроки классического танца». М., 2004.
  9. Никифорова А.В. «Советы педагога классического танца». С-Петербург , 2002.
  10. Петришина О.Л. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1979.
  11. Сапин М. Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. М., 2005.
  12. Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства» Любое издание.
  13. Фадеева С.Л. «Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика». С-Петербург, 2006.
  14. Ю. Файер. О себе, о музыке, о балете. М., 1974.
  15. Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления уроков классического танца. Л.: Искусство, 1981.
  16. Яромолович Л. Классический танец. Л.: Искусство, 1986.

 

[1] Элементы партерной гимнастики изучаются с первых уроков.

[2] Вся группа упражнений исполняется на середине зала.

[3] Упражнения у станка вводятся со 2-ой четверти. Все упражнения, усвоенные у станка, исполняются на середине зала, за исключением Battements relevé lents и движений, включенных факультативно.

[4] Л.Ярмолович «Принципы музыкального оформления урока классического танца» Л.:Музыка, 1968, с. 11.

[5] Ю. Файер. О себе, о музыке, о балете. М., 1974, с. 460.

[6] Ю. Файер, там же, с. 505.

Мы используем cookie

Во время посещения сайта МБУДО "ДШИ №5 ЭМР" Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее (ссылка на отдельную страницу на сайте, см. ниже).