29 марта 2019 года в ДШИ №5 г.Энгельса проходил Открытый районный конкурс по музыкальной литературе «Music Craft». Название конкурса можно перевести как «ремесло музыки» или «музыкальное ремесло». И действительно, ответы на традиционные для конкурсов по музыкальной литературе викторину, теоретические вопросы, знание тем являются неотъемлемой частью ремесла музыканта. Да и само слово «ремесло» нередко подразумевает многократное качественное повторение одного и того же.
Обычно конкурс по музыкальной литературе включает в себя тестирование и викторину. Так можно оценить уровень знаний конкурсантов. Однако, в этот раз конкурс проходил в необычном формате. За основу конкурса был взят жанр компьютерных игр – стратегий в реальном времени.
Некоторые общие принципы игрового жанра
В этих стратегиях игроки производят свои действия одновременно, в отличие от пошаговых стратегий.
- Как правило, в компьютерных играх этого жанра экономика носит вспомогательный характер и нацелена на сбор ресурсов, поскольку основной задачей является создание армии и руководство боевыми действиями;
- Юнит (unit) — любая боевая единица (пехотинец, танк, самолёт, корабль), которая обычно может атаковать другие юниты и здания и уничтожать их. Юниты имеют параметры, главными среди которых являются «очки здоровья», наносимые повреждения, броня (уменьшающая наносимый юниту урон), скорость. Юнит может включать в себя и несколько солдат (танков, артиллерийских орудий и т. д.), но в этом случае командовать ими по отдельности нельзя. Некоторые юниты не могут атаковать и предназначены для сбора ресурсов, строительства зданий, транспортировки других юнитов;
- В основе экономики лежат здания, которые можно строить и разрушать. Именно они создают новых юнитов и проводят исследования новых технологий. Иногда строительство зданий производят особые юниты, иногда - другие здания. Некоторые строения могут атаковать противника сразу после окончания строительства, некоторые после специальных усовершенствований;
- Сбор ресурсов осуществляется особыми юнитами в специально предусмотренных для этого местах (лес, поле, шахта и т.д.), после чего они переносятся к специальному зданию на базе и только после этого поступают в распоряжение игрока;
- Ресурсы могут быть разных видов (например, золото, древесина, деньги, металл, уголь) и расходуются на строительство юнитов и зданий (также на это уходит время);
- Все здания и юниты имеют радиус обзора, дальше которого «видеть» они не могут;
- Игрок может видеть, что происходит только на тех территориях, что попадают в радиус обзора его строений и юнитов. Те территории, на которых он ещё не был, на экране закрашены чёрным цветом. Те, на которых его войска уже были, но в данный момент не могут их видеть, покрыты так называемым «туманом войны» (Fog of War), который обычно позволяет видеть ландшафт этой местности и находящиеся там здания (такими, какими они были в последний момент, когда их видели юниты игрока), но не позволяет видеть передвижения противника и связанные с этим возможные изменения ландшафта.
Правила игры.
Общие правила
- В игре принимают участие отдельные игроки по принципу «каждый сам за себя».
- У каждого игрока в начале игры есть база 1-го уровня, которую ему нужно развить до максимального уровня за отведенное игровое время.
- Максимальное количество уровней – 10.
- Игровое время составляет 1,5 астрономических часа (90 минут).
- Для развития базы игроку нужно добывать ресурсы.
- Для достижения определенного уровня базы нужно собрать определенное количество ресурсов всех видов. Чем выше уровень, тем больше ресурсов требуется на его достижение.
- Ресурс добывается игроком в специально отведенных местах. Для этого игрок должен дать ответ на соответствующие типы заданий, после чего получает карточку с ресурсами и относит её на свою базу.
- Все базы находятся в отдельном кабинете, где члены жюри ведут учет ресурсов и повышают уровни баз.
- Победителем становится игрок, успевший развить базу лучше других игроков за отведенное время.
Игровые ресурсы
- В игре есть 3 вида ресурсов:
- Золото (добывается в золотых шахтах)
- Дерево (добывается в лесу)
- Алмазы (добываются в карьерах)
- «Золотые шахты», «леса» и «карьеры» – это кабинеты, в которых находится члены жюри.
- Каждому ресурсу соответствует свой тип задания:
- Золото – аудио-викторина
- Дерево – теоретический или биографический вопрос
- Алмазы – викторина по нотным фрагментам (по темам)
- Игрок приходит в «лес», «шахту» или «карьер», выполняет задание и, если жюри считает ответ достаточно полным, игрок получает карточку с ресурсами, которую он должен отнести на свою базу. Если игрок не смог выполнить задание, то ресурс он не получает и отправляется к другим источникам ресурсов.
- В «золотой шахте» член жюри воспроизводит 1 аудио-фрагмент музыкального произведения. Игрок должен правильно назвать композитора, произведение, часть, тему, за что получает 1 единицу золота.
- В «лесу» член жюри задает игроку 1 вопрос из списка вопросов, касающегося фактов из биографии композитора, музыкальных форм, жанров, состава симфонического оркестра и т.д. Игрок за правильный ответ получает 1 единицу дерева.
- В «карьере» член жюри предлагает игроку нотные фрагменты произведений (темы). Игрок должен назвать композитора, произведение, часть, тему, за что получает 1 алмаз.
- Члены жюри на разных источниках ресурсов самостоятельно и независимо друг от друга определяют, какое именно задание дать игроку. На разных источниках ресурсов игроку могут достаться одинаковые задания.
- Рядом с базами находится «Банк», в котором за один добытый алмаз игрок может «купить» одну единицу золота и дерева одновременно.
- Ресурсы в «шахтах», «лесах» и «карьерах» не бесконечные. В случае если ресурсы в одном источнике ресурсов закончились, игроки могут добывать их в других источниках.
Система уровней
- В начале игры у каждого игрока база 1-го уровня.
- Необходимое количество ресурсов для достижения уровней:
Чтобы получить следующий уровень, необходимо собрать ресурсы каждого типа. То есть для достижения, например, 3-го уровня игрок с начала игры добывает 3 единицы «золота» и 3 единицы «дерева».
Ресурсы были рассчитаны исходя из количества игроков и того, что 10-го уровня может достичь одна база, 9-го – две, 8-го – три, 7-го – четыре, 6-го – пять. Из цветной бумаги были сделаны 400 единиц дерева и 400 единиц золота, а также 120 единиц алмазов – 30% ресурсов можно было собрать с помощью алмазов.
Собственно игра
В конкурсе приняли участие 14 человек из Энгельса и Саратова. Каждый игрок был «сам за себя». В игре было по 2 «лесопилки», «золотых шахты» и «алмазных шахты», которые располагались в 6 кабинетах на 3-х этажах школы. В каждом источнике ресурсов находился 1 член жюри.
В отдельном кабинете находился банк (где также находился член жюри) и базы, где учет собранных ресурсов помогали вести 5 членов жюри.
Специально для конкурса Толкачевым С.Ю. (педагогом, заведующим секцией, организатором конкурса) было спрограммировано информационное табло, которое автоматически вычисляло достигнутый базой уровень при вводе количества ресурсов. В процессе игры данные вводились постоянно, конкурсанты могли видеть, какого уровня достигли другие участники, а также могли видеть, какого типа ресурсов им не хватает.
К концу игры всем участникам и членам жюри было ясно, как распределились места и на подсчет результатов не было потрачено какое-либо дополнительное время. Подсчет ресурсов дублировался в письменном виде, дабы избежать сложностей из-за возможных технических проблем. В простой табличке на каждой базе члены жюри отмечали то количество собранных ресурсов, которое было достаточно для присвоения базе определенного уровня.
Особенностью конкурса стало то, что ученики сами определяют в каком порядке и количестве им добывать ресурсы. Неожиданностью для организаторов стало то, что игроки не приносили по одной единице ресурсов, а оббежав несколько «шахт» приносили порой по 8-10 единиц. Также все в начале игры попробовали ускорить развитие базы за счет алмазов и некоторые действительно вырвались далеко вперед за счет этого ресурса. Спустя примерно 50 минут игры банк был полностью опустошен.
Итоги конкурса
- 9 уровень – лауреат I степени – Сафарова Ксения (МБУДО «ДШИ №2 ЭМР», преп. Иванова Е.Г.)
- 8 уровень – лауреат I степени – Соколова Лиза (МБУДО «ДШИ №1 ЭМР», преп. Шокина Т.В.)
- 7 уровень – лауреат II степени – Дюдина Кристина (МБУДО «ДШИ №1 ЭМР», преп. Шокина Т.В.)
- 7 уровень – лауреат II степени - Головина Дарья (МБУДО «ДШИ №6 ЭМР», преп. Ильина И.Х.)
- 6 уровень – лауреат III степени – Чебакова Аня (МБУДО «ДШИ №1 ЭМР», преп. Шокина Т.В.)
- 6 уровень – лауреат III степени – Дмитриева Настя (МБУДО «ДШИ №5 ЭМР», преп. Толкачев С.Ю.)
- 6 уровень – лауреат III степени – Исаев Сергей (МБУДО «ДМШ №7» г.Саратова, преп. Пономарева П.А.)
- 5 уровень – дипломант I степени – Крылова Лиза (МБУДО «ДШИ №1 ЭМР», преп. Шокина Т.В.)
- 5 уровень – дипломант I степени – Пасочник Настя (МБУДО «ДШИ №5 ЭМР», преп. Толкачев С.Ю.)
- 5 уровень – дипломант I степени – Арушанова Вика (МБУДО «ДШИ №5 ЭМР», преп. Евстифеева Е.С.)
- 5 уровень – дипломант I степени – Суворова Кристина (МБУДО «ДШИ №6 ЭМР», преп. Иванова М.В.)
- 4 уровень – дипломант II степени – Харитонов Егор (МБУДО «ДШИ №5 ЭМР», преп. Евстифеева Е.С.)
- 4 уровень – дипломант II степени – Каминская Лиза (МБУДО «ДШИ №6 ЭМР», преп. Ильина И.Х.)
- 4 уровень – дипломант II степени – Лукина Настя (МБУДО «ДШИ №6 ЭМР», преп. Иванова М.В.)