Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Детская Школа Искусств №5 г.Энгельса

413101, г. Энгельс, ул. М.Расковой, д.10.

+7 (8453) 74-46-08

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Обычная версия сайта

413117, г.Энгельс, ул.Транспортная, д.30-а

+7 (8453) 56-13-35

Группа школы в ВКонтакте

Группа школы в Одноклассниках

Видео-канал на Youtube.com

Задание которое будет рекомендоваться к использованию , прежде всего приследует цель приобщить учащегося к наблюдению, изучению природы, чтобы в последствии он смог самостоятельно ставить перед собой задачи и самостоятельно решать их. Поэтому процесс и технику выполнения задания не отделяется от вопросов , связанных с умением смотреть на натуру.Тот или другой технический прием , будучи хорош при изображении одного предмета ,не будет пригоден в других случаях.

Хотелось,чтобы учащийся при работе с цветом помнил о необходимости частное увязывать с общим, не смотреть на натуру узко, так как, изображение предмета в цвете не складывается механически из отдельных деталей, скопированных изолированно, а образуется из гармоничного сочетания частей по отношению друг к другу и к целому. Что же означает - "не смотреть на натуру узко"? Что значит - "цвет предмета при его изображении не складывается механически из отдельных деталей скопированных изолированно"? При работе снатуры необходимо пользоваться системой сравнения,для чего рекомендуется охватывать более широкие участки натуры, а не смотреть в одну точку. Поэтому систему сравнений называют еще системой работать отношениями(относить,соотносить одно к другому).Но ведь сравнивать можно так:в начале посмотреть на один участок цвета в натуре, а потом на другой. Тогда между тем и другим взглядом на натуру будет пусть небольшой, но всеже некоторый разрыв во времени. Получим ли мы таким способом верное представление о различияхсравниваемых участкох цвета? В какой-то мере да, но лишь в самых грубых чертах, и то при условии, если эти цвета родственны между собой, скажем,оба они красные,но один из них более алый, а другой более оранжевый. Если же мы таким образом будем сравнивать разные по природе цвета,в нашем глазу возникнут ощущения,не только не приближающие нас к истине,но,наоборот,удаляющие от нее. Дело в том,что в силу особенности нашего зрения после длительного восприятия нами одного,особенно сильно окрашенного цвета в глазу возникают иные,дополнительные ощущения,появляется так называемый дополнительный цвет,который влияет на восприятие нами последующего,вновь рассматриваемого цвета(закон последовательности контраста). Так, например, если мы посмотрим на красный цвет, а после этого на другой (особенно слабо насыщенный), этот другой будет воспринят нами зеленоватым.Этот же цвет после восприятия желтого покажется сиреневатым, после зеленого - розоватым и т.д. Следовательно, такой метод сравнения, разделенный по этапам времени, не облегчает, а затрудняет работу и, вместо того чтобы вносить ясность в представлениях о цвете,запутывает нас. Как же тогда утвердиться в истине, определить нужный тон, если один и тот же цвет представляется то в одном то в другом качестве?

Начинающие нередко воспринимают натуру именно так: без какой - либо последовательности посмотрят то в одно место, то в другое и при составлении красочных смесей переносят безотносительно к чему - либо эти свои разрозненные представления на бумагу. Отдельное каждое место как будто похоже на то,что в натуре,а в целом - вяло или грубо, резко, не гармонично, не передает прелести,не дастовляет глазу радости. Итак это не та система, которой бы мы могли следовать в работе. Она не развивает, не обогощает наше восприятие, не обеспечивает и должного результата.

Что же будет, если мы попытаемся смотреть на натуру иначе: не будем сводить глаза в одну точку, а попытаемся увидеть натуру пошире, охватывая взглядом одновременно два, а по мере тренировки три и более цвета?

При таком методе одновременного сравнения, точнее не сравнения а видения натуры, мы и получаем ощущения того или иного оттенка цвета в результате понятных взаимных связей между цветами. Определив цвет,утвердившись в нем и получив его на палитре,необходимо положить этот цвет на нужное место в соответствии с изображаемой формой. Поэтому не следует торопиться в работе. Приучайте себя к тому, чтобы большую,как бы основную, главную работу совершали глаз и сознание, а рука была бы исполнительницей.

К сожалению, нередко приходится наблюдать обратное,когда учащийся,не проявив должного внимания и лишний раз не проверив себя мысленно,переносит на бумагу первые, нередко случайные впечатления. Такой ученик меньше смотрит,а больше водит рукой - бездумно, безотчетно и чаще невпопад. Все в такой работе приблизительно, неточно,а значит, и далеко от подлинного изучения натуры, от правильной ее передачи. Быстрота сама по себе не является достоинством. В искусстве,как и в жизни, лучше меньше да лучше. Законченность учебной работы определяется не тем, что весь лист бумаги будет покрыт краской. Пусть вы в положенное время успели мало, решили лишь какую-то часть задачи, но главное, чтобы это было сделано хорошо, на совесть и доставляло вам удовлетворение. По мере накопления опыта, знаний, ориентации появится и быстрота исполнения. Что толку, если успели много, сделано быстро, но плохо.

Перед нами постановка, состоящая из группы разных предметов: старый эмалированный голубой кувшин, гранат, доля дыни и драпировки на столе - светлая и темная драпировки. Фоном служит стена и бледно-желтая ткань(ил. 4). Кувшин и гранат по своему цвету определены и ясны: они более, чем остальные предметы, насыщены по цвету. Окраска других предметов сложнее. Их цвет нельзя получить, не составляя смесей: например, стол или коричневая ткань под гранатом слабо насыщены по своему цветовому тону.

2Сделав постановку, определите место, с которого вы будите писать. Вначале выбирайте такие положения, чтобы свет, полутон и терь в натуре определились чотко. Наиболее выгодно боковое освещение натуры, при котором количество света и полутона вместе занимает большее место, чем тень. Эскиз выполнен в технике а-ля-прима - враз (ил.1).  В нем намечены, как говорят, основные большие отношения - тени и полутона. По этой подготовительной работе можно проследить мысли автора: определена композиция - расположение предметов на листе, количественное отношение окружающего фона и переднего плана. Намечены различия цветов теплых, холодных, насыщенных и слабо насыщенных. Гранат подчиняет себе другие теплые и слабо насыщенные тона. То же происходит и с холодными. На кувшине намечены тень, полутень и свет, определена разница в светлых тонах драпировки преднего плана и стены. Автор пытается и свет, и тень, и полутона на предметах выполнить различным цветом, а не просто утемняя или усветляя один и тот же цвет. Широкая плоскость среза дыни на первой стадии работы дает возможность почувствовать ее сочность и влажность.

2

Следующая стадия работы - рисунок(ил.2). Прежде чем к нему приступить, утвердитесь в композиционном решении, сделав в своем альбоме несколько пробных эскизов. Для перенесения эскиза можно воспользоваться вспомогательными лтниями.

Набросав рисунок, выверьте правильность пропорций, перспективы, а также масштаба предметов. Затем обязательно нанесите наиболее характерные детали и планы. Это может занять первый урок. Затем приступайте к работе красками.

С чего начать? Учитывая особенности акварельной живописи, можно начать с предметов,имеющих яркую определенную окраску. В нашей постановке это кувшин и гранат, поэтому в их цвете легче избежать ошибок. Стена и ткань на столе менее определены по цвету,поэтому,начав сних,мы могли бы написать их цветнее,чем они в действительности по отношению к целому,и тогда сразу нарушились бы цветовые отношения натюрморта. Цвет кувшина и граната можно взять в полную силу. Это сразу задаст тон общему колориту, так как наряду с насыщенными цветами в свету и в полутенях здесь есть и сильные тени,которые определяют нам крайние регистры для синего и красного.

Кувшин, будучи голубым,имеет разные оттенки: в свету - одни, в полутени - другие, в тении цвет уже не голубой, а фиолетово-синий, а в каких - то частях даже зеленовато - коричневый под влиянием рефлексов. Поэтому, чтобы нам эти различия установить вернее, старайтесь все время видеть весь кувшин. Подбирая цвет для освещенной части, смотрите на кувшин, охватывая его вместе с фоном, чтобы выяснить основной контраст силуэта по отношению к стене (насколько кувшин в свету темнее стены, каким по цвету воспринимаются стена и кувшин). Одновременно помните, что краска по высыхании высветляется, а потому берите ее несколько сильнее, чем она вам представляется в натуре.

Проложив свет, устанавливайте полутень, а затем тень. При прописке света нужно иметь в виду, что он может несколько захватывать полутени. Последующий цвет полутени перекроет эти места. В свою очередь, полутень может захватывать собой места будущей тени. Тени на кувшине в разных его местах под воздействием рефлексов будут отличаться между собой и по светосиле и по оттенку цвета. Старайтесь путем сравнения найти цветовые различия, а потому не пользуйтесь смешением одних и тех же красок, с тем чтобы цвета для тени, полутени и света отличались не только по светосиле, но и по характеру цветового тона.

Прописав кувшин или часть его, таким же образом пропишите гранат и опять, охватывая взором весь гранат, отмечайте различия оттенков в светах, в полутени и тени. освещенные места граната будут относительно более холодными, розоватыми,полутень - оранжевой,тени - более красными. Эти сравнения помогут вам видеть взаимные отличия тонов и объединяющие их признаки(ил.3).

3

Начиная писать дыню, сравните ее с фоном - стеной, тканью на стене и с блюдцем. Что светлее - плоскость среза дыни или стена? А что холоднее по цвету - стена, дыня или блюдце?Какие различия? А что в той же дыне цветнее - ее срез или корка? Так, все время задавая себе вопросы и находя ответы,наблюдая натуру, ведите работу дальше. Так же ,путем сравнения, определите цвет блюдца, находя сходные с ним тона. Сравните свет и тени  на блюдце с цветом стены. Одновременно устанавливайте различие его цвета по яркости с окружением. Во избежании цветовых погрешностей ,рекомендуется нейтральные цвета сравнивать с нейтральрыми.

Проложив последовательно цветом весь этюд (ил.4), проверте его на расстоянии, поставив рядом с натурой. Чтото вас не вполне устроит. Подтягивайте такие места до полного завершения так, чтобы решение во всех частях вас устраивало. Следите, чтобы наносимая краска ложилась по сухому, не тревожа, не размывая нижний слой.

4

В цветной акварели сложнее определить ошибки, а значит и исправить работу. Здесь важно все цветовой тон, его светлота и насыщенность. Работая цветом, необходимо с первых шагов приучить себя к порядку в работе, проверять себя в ходе всего этюда. Как вести сравнения? Не по контрастам, а по родству взаимных признаков:теплые с теплыми, темные с темными, слабонасыщенные со слабонасыщенными. Разобрав путь ведения акварели от начального замысла до завершения. Пусть вас не смущает на первых порах, неизбежная сухость исполнения, перегруженность деталями. С опытом, с практикой эти недостатки уйдут и тогда вы научитесь подлинно и глубоко изучать натуру, научитесь живописи.

Список рекомендуемой литературы.

  1. Барщ А. О. Рисунок в средней художественной школе. Изд. Акад. художеств СССР, 1963г..
  2. Алексеев С. С. Элементарный курс цветоведения: Для художественных школ. ИЗОГИЗ 1937г..
  3. Киплик Д. И. Техника живописи. Искусство 1950г..
  4. Лепикаш В. А. Живопись акварелью. Изд. Акад. художеств СССР. 1961г..
  5. Трошичев А. А. Школа изобразительного искусства 1988г..

Иллюстрацию выполнела преподователь ДШИ №5 Швечихина И. В.

Используемые материалы:

  1. Бумага акварельная формата А3
  2. Краски акварельные "Ленинград"
  3. Кисти белка №5, щитина№7
  4. Карандаш ТМ