413101, г. Энгельс, ул. М.Расковой, д.10.

+7 (8453) 74-46-08

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

visually impaired icon Версия для слабовидящих

413117, г.Энгельс, ул.Транспортная, д.30-а

+7 (8453) 56-13-35

vk ok youtube

banner kids forum 2022

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», Институт искусств, Саратов, Россия 

Аннотация. В статье представлены особенности системы дополнительного образовании, исключительной деятельности детских музыкальных и детских школ искусств.

Целью работы является определение новых форм работы на примере детских музыкальных школ  и школ искусств г. Саратова, влияющих на развитие детской художественной одаренности.

Ключевые слова: дополнительное образование, система художественного образования, одаренный ребенок.

 

S.V. Ryzhenkova, E.P. Shevchenko

Saratov State University, Institute of Arts, Saratov, Russia

 

DEVELOPMENT OF CHILD'S SENIOR IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

 

Abstract. The article presents the features of the system of additional education, the exclusive activity of children's music and children's art schools.

The aim of the work is to define new forms of work on the example of children's music schools and art schools in Saratov, which affect the development of children's artistic endowments.

Keywords: additional education, the system of art education, a gifted child

Федеральный закон от 29.12.2013 года №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» четко дает определение о понятии дополнительного образования и обозначает структуру дополнительного образования. Сегодня дополнительное образование можно рассматривать как свободное пространство для формирования самостоятельной личности ребенка, развитие его способностей, а также самореализации и самовыражения талантливых детей. Необходимо отметить благоприятную тенденцию в том, что современная система дополнительного образования детей в сущности включает в себя все сферы жизнедеятельности ребенка. В этом направлении динамично работают и общеобразовательные школы, и дошкольные образовательные учреждения, и частные образовательные организации. На базе данных учреждений открываются дополнительные технические кружки, спортивные секции, творческие клубы, разрабатываются и внедряются в учебный процесс общеразвивающие программы, нацеленные на адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Спектр образовательных услуг в области дополнительного образования детей многогранен и разнообразен, он позволяет создать  условия для формирования лидерских качеств, социальных компетенций, а также развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, спортивно-технической, туристско-краеведческой, военно-патриотической, естественно-научной и другой образовательной деятельности, которую ребенок может выбрать для себя.

Необходимо помнить, что немаловажную роль в системе дополнительного образования играют и детские школы искусств. Школа искусств сегодня – одно из важнейших звеньев современного образовательного пространства.

В последние годы в профессиональном педагогическом сообществе и культурной общественностью активно обсуждаются такие важные вопросы как: «ребенок и его место в современной детской школе искусств», «детская одаренность», «творческие способности на ранних этапах развития ребенка», «школа искусств как ресурсный центр, помогающий раскрыть творческие способности одаренных детей». Кроме того, в органах государственной и муниципальной власти разрабатываются и принимаются нормативные документы, не только направленные на сохранение и развитие отечественной системы художественного образования, но и на создание благоприятных условий для развития и поддержки юных талантов. Это все говорит о высокой заинтересованности общества в решении поставленных задач в государственной культурной политике.

Сегодня наблюдается положительная тенденция в образовательной деятельности детских музыкальных школ и школ искусств, направленная на развитие творческих способностей юных талантов, когда закладываются в раннем возрасте основы постижения профессионального искусства. Перед нами встают закономерные вопросы: «Какие изменения повлияли на положительные тенденции в образовательной деятельности детских музыкальных школ и школ искусств?», «Какие новые формы работы помогают развивать детскую художественную одаренность?».

Первое, что требует нашего внимания это то, что в детской школе искусств учебный процесс формируется на принципах начального (предпрофессионального) музыкального образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую функции. Общеобразовательные программы, реализуемые в детских музыкальных школах и школах искусств, разработаны с учетом федеральных государственных требований и помогают не только адаптировать и подготовить юных талантов к поступлению в профессиональные образовательные организации, но и подойти к процессу обучения индивидуально к каждому одаренному ребенку в зависимости от его творческих способностей. Поэтому перед каждой школой искусств стоит задача – в каждом ребенке, который пришел обучаться искусству «высвободить из внутреннего состояния ребенка» эти «творческие способности». Надо помнить, что по своей сути каждый ребенок является способным в той или иной степени.

Следует сказать о том, что до 2012 года особенность деятельности детских школ искусств и детских музыкальных школ и их статус как образовательной организации в области дополнительного образования не были нормативно закреплены в Российском законодательстве.

С 1 сентября 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» все российские школы искусств имеют право вести образовательную деятельность по дополнительным предпрофессиональным программам в области культуры и искусства.

В этом направлении показательно работают детские музыкальные школы и школы искусств города Саратова. С 2013 года по дополнительным предпрофессиональным программам обучаются свыше 2 000 талантливых детей. В настоящее время в каждой школе реализуется до 4-х дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ.

Как ранее говорилось, обучение по дополнительным образовательным предпрофессиональным программам в детских школах искусств одаренным детям дает возможность получить начальные знания о профессии в области искусств и подготовку к поступлению в профильные образовательные организации.

Предпрофессиональные программы согласно федеральному законодательству могут реализовывать только детские музыкальные школы и детские школы искусств. По результатам итоговой аттестации учащимся, успешно прошедшим курс обучения по предпрофессиональным программам, будет выдаваться свидетельство об окончании школы государственного образца, что дает возможность ребенку продолжить свое музыкальное образование в профессиональных образовательных учреждениях. Необходимо отметить, что по-прежнему распределение контингента сохраняет преобладание в сторону традиционного классического образования. На отделениях инструментального исполнительства обучается 4 649 человек, что составляет 56%, на отделениях сольного академического и народного пения обучается 210 детей, что составляет 3%, эстрадно-джазовое образование получают 482 обучающихся или 6%, фольклорное и хоровое отделение – 876 обучающихся или 10%, хореографическое и театральное отделения – 503 обучающихся или 6%, изобразительным искусством и декоративно-прикладным искусством занимаются 1 023 детей (12%), раннее эстетическое образование получают  571 ребенок в возрасте от 3-х до 6-ти лет (7%).

Реализация образовательных программ в детских школ искусств осложняется проблемой загруженности детей в общеобразовательной школе, в том числе, необходимостью посещать занятия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования. Несмотря на разъяснения, данные Министерством образования и науки Российской Федерации о предоставлении академических прав обучающимся на зачет часов дополнительных образовательных программ соответствующей направленности, осваиваемых в организациях дополнительного образования, руководство общеобразовательных школ в большинстве своем требует от своих учащихся обязательного посещения занятий внеурочной деятельности.

Второе о чем надо задуматься в работе над развитием детской одаренности в системе дополнительного образования – это поиск инновационных форм работы с одаренными детьми, которые помогут в полной мере раскрыть талант ребенка.

Содержание инновационной деятельности в образовательном процессе – важнейшая составляющая системы художественного образования, именно она подлежит постоянному усовершенствованию. В детских музыкальных школах и детских школах искусств планомерно создаются условия по дифференциации содержания образования с предоставлением широких и гибких возможностей построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов. Учебный план каждой школы полностью обеспечен образовательными программами, учитывающими особенности и запросы современных детей нашего города.

Поэтому существенное значение имеет развитие и внедрение проектной деятельности в образовательный процесс каждой детской музыкальной школы и школы искусств, организация и проведение творческих лабораторий и мастер-классов, конкурсов и фестивалей, олимпиад и творческих школ, направленных на раскрытие творческих способностей одаренных детей по различным видам искусств.

В художественной системе образования города Саратова – это стало очередным этапом в работе с одаренными детьми.

Каждая саратовская школа выполняет поставленные задачи, проводит у себя учебные и творческие мероприятия. Многие школы выступают ресурсной площадкой для реализации тех или иных масштабных социально-образовательных проектов.

В этом вопросе показательны яркие примеры проведения таких проектов как:

  • межрегиональный фестиваль «Сохраняя вековые традиции музыкального образования России»;
  • творческий проект «Мастерские искусств» для юных дарований города Саратова;
  • социально-образовательный проект «Звездный век»;
  • арт-проект «Генератор талантов».

Такие образовательные проекты примечательны тем, что у детей есть возможность выступать на одной сцене с видными деятелями искусства, что в свою очередь повышает уровень исполнительского мастерства.

Реализованные проекты отражают богатый вековой опыт педагогической и творческой деятельности наших школ в области музыкально-эстетического воспитания детей и направлены на создание инновационной комплексной образовательной программы. Такие проекты помогают преподавателям доступно и увлекательно подать учебный материал детям, заинтересовать и простимулировать к дальнейшему обучению ребенка. 

В завершении надо отметить, что работа с одаренными детьми – это титанический труд для любого преподавателя, требующего от него глубоких знаний не только инновационных методов в педагогике и детской психологии, но и умений быстро и оперативно ориентироваться в нормативно-правовом законодательстве, регулирующем вопросы в сфере образования.

Список использованной литературы:

  1. Аракелова О.А. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств // Сборник материалов для детских школ искусств. М., 2012.
  2. Аракелова О.А. Детские школы искусств на этапе возрождения утраченных позиций // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - №2-5. Т.13. С. 1252-1256.
  3. Аракелова О.А. На пути к оптимальной регламентации образовательной деятельности детских школ искусств / А.О. Аракелова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2011. - №2-6. Т.13. С. 1461-1466.
  4. Абатурова В.В. О системе работы с одаренными школьниками в России // Профильная школа. - 2010. - № 3. С. 10-13.
  5. Азаров Ю. Сверхзадача и развитие таланта // Воспитание школьников. – 2004. - № 1. С. 45.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.  М.: Просвещение, 1991. - 93 с.: ил.
  7. Дубынин И.А. Особенности социальной адаптации художественно одаренных учащихся // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 1. С. 22-27.
  8. Никитин А. Из истории развития детской художественной одаренности в условиях дополнительного образования (1920-1940 гг.) // Искусство в школе. - 2011. - № 1. С. 7-11.
  9. Нохрина Н.А. Диалог педагога и психолога в диагностике одаренных детей // Завуч. - 2009. - № 8. С. 81-83.
Мы используем cookie

Во время посещения сайта МБУДО "ДШИ №5 ЭМР" Вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее (ссылка на отдельную страницу на сайте, см. ниже).