413101, г. Энгельс, ул. М.Расковой, д.10.

+7 (8453) 74-46-08

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

visually impaired icon Версия для слабовидящих

413117, г.Энгельс, ул.Транспортная, д.30-а

+7 (8453) 56-13-35

vk ok youtube

Набор 2018

Приглашаем детей в возрасте с 3-х лет на обучение в ДШИ №5. Набор с по

Информация для поступающих  Количество мест для приема

1. Пояснительная записка.

Учебно-методическое пособие «Песенная летопись Великой Отечественной войны» дает учащимся лучше понять то неумоли-мое время, те героические годы Великой Отечественной войны, когда народы Советского Союза спасли Европу, а может быть и весь мир от коричневой чумы фашизма.

С тех пор выросли новые поколения, знающие о войне лишь по наслышке, по кадрам документальных и художественных фильмов. О тех незабываемых днях остались прекрасные песни – боевые, лирические, бытовые, шуточные, сатирические. Каждая из песен жива и исполняется по сегодняшний день. В каждой песне с необычайной выразительностью запечетлена какая-нибудь отдельная грань грандиозной по-нарамы всенародного подъема названного Великой Отечественной войной. Что бы получить учащимся верное представление о том трудном, и по своему прекрасном времени мы постарались соб-рать в этом пособии наиболее яркие песни военного времени Великой Отечественной войны. О каждой песне мы описали историю создания песни, а так же пропечатали текст каждой песни. Тогда было создано большое количество песен как профессионалами, так же непрофессиональными авторами. Главной отличительной особенностью этих песен было и есть удивительное органическое соединение патриотического начала с чистой и возвышенной лирикой.

В нашем пособии мы постарались собрать лучшие песни, которые действительно пользовались большой популярностью в годы войны, которые пелись и на фронте, и в тылу, звучали по радио и записывались на пластинки. Все эти песни звучат, поются и сегодня. Пособие в значительной мере составлено для изучения создания песен, использования этих песен в учебном процессе,а также для исполнения этих песен на концертных мероприятиях и площадках.

Песни - лирическая летопись времени.

В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло  70 лет со дня Победы, но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня,  потрясая сердца.

1Вот уже даль дневную окрасил вечерний свет...
Что же меня волнуют песни военных лет?..
Что-то для нас святое скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя хочется слушать мне.

 

 

Спустя много лет после войны напишет эти стихи поэт Михаил Матусовский.

Роль песни в годы войны была чрезвычайно высока. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, что согревало души, призывало к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все годы разлуки. У каждой песни своя история, свой путь, и своя судьба.

 

 

 

Через несколько дней после начала войны, по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Это песня «Священная война».

2Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

3Идёт война народная,

Священная война!

 

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям;

Мучителям людей!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

 

Не смеют крылья чёрные

Над Родиной летать,

Поля её просторные

Не смеет враг топтать!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

 

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Отребью человечества

Сколотим крепкий гроб!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

 

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

 

4Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газете на третий день войны. Газету передали руководителю прославленного Краснознаменного ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову. Стихи потрясли композитора - в них было то, чем жил он сам все эти первые дни войны, его мысли и чувства... и, как бы сам собою, возник их музыкальный образ, услышалась мелодия. Впервые эта песня была исполнена на Белорусском вокзале для уходящих на фронт бойцов. Весь вокзал словно замер. Все, и артисты, и слушатели, бойцы, и те, кто их провожал, испытали настоящее потрясение. В наступившей напряженной тишине все слушали стоя. Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтоб увезти с собой на фронт. Эта песня была музыкальной эмблемой Вов. Послушайте эту песню-марш, и вы сразу же ощутите прилив патриотических чувств.

Не только марши, но и суровые песни-вальсы были созданы на войне. «Прощайте скалистые горы». Эта песня посвящена североморцам, и родилась она на Северном флоте. В 42-м году рядовой пушечно-артиллерийского полка Николай Букин прислал свои стихи в редакцию газеты, их опубликовали в ближайшем номере. Листая подшивку газет, на эти стихи наткнулся композитор Евгений Жарковский, тоже служивший на Северном флоте. Потянулся к роялю. Снова и снова проигрывал мелодию, которая становилась все более певучей и стройной.

 

Суровая героика. И вдруг - вальс... А почему бы и вальсу не быть героическим? Какое время, такой и вальс... Полюбили эту песню на всех флотах, и не только на флотах. Песня «Прощайте скалистые горы» не забыта и в наши дни, её всегда поют моряки-североморцы, она признана неофициальным гимном Северного флота.

 

Прощайте, скалистые горы,

На подвиг Отчизна зовёт.

Мы вышли в открытое море

В суровый и дальний поход.

А волны и стонут, и плачут,

И плещут на борт корабля.

Растаял в далёком тумане

Рыбачий - родимая наша земля.

Растаял в далёком тумане

Рыбачий - родимая наша земля.

 

Корабль наш упрямо качает

Крутая морская волна,

Поднимет и снова бросает в кипящую бездну она.

Обратно вернусь я не скоро,

Но хватит для битвы огня.

Я знаю, друзья, что не жить мне без моря,

Как море мертво без меня.

 

Нелёгкой походкой матросской

Иду я навстречу врагам,

А после с победой геройской

К скалистым вернусь берегам.

Хоть волны и стонут, и плачут,

И плещут на борт корабля,

Но радостно встретит

Героев Рыбачий, родимая наша земля.

Песня-баллада «Заветный камень», которую Леонид Осипович Утесов называл в числе самых своих любимых песен, родилась в Севастополе. Поэт Александр Жаров и композитор Борис Мокроусов находились там, в трагические дни прощания с городом. По приказу командования Черноморский флот уходил к побережью Кавказа. Люди, покидая город, брали с собой кто горсть крымской земли, кто камень. Вместо талисмана... И эти заветные камни, эту священную землю, обильно политую кровью, матросы обещали вернуть на место, когда вышвырнут фашистов из Севастополя. Так у авторов родился герой песни - матрос, которого подобрали в море друзья.

Холодные волны вздымает лавиной

Широкое Черное море,

Последний матрос Севастополь покинул,

Уходит он, с волнами споря.

И грозный соленый бушующий вал

О шлюпку волну за волной разбивал,

В туманной дали не видно земли,

Ушли далеко корабли,

В туманной дали не видно земли,

Ушли далеко корабли.

 

Друзья-моряки подобрали героя,

Кипела вода штормовая.

Он камень сжимал посиневшей рукою

И тихо сказал, умирая:

"Когда покидал я родимый утес,

С собою кусочек гранита унес,

Затем, чтоб вдали от крымской земли

О ней мы забыть не смогли".

"Затем, чтоб вдали от крымской земли

О ней мы забыть не смогли".

 

Кто камень возьмет, тот пускай поклянется,

Что с честью носить его будет,

Он первым в любимую бухту вернется

И клятвы своей не забудет.

Тот камень заветный и ночью и днем

Матросское сердце сжигает огнем,

Пусть свято хранит мой камень гранит,

Он русскою кровью омыт.

Пусть свято хранит мой камень гранит,

Он русскою кровью омыт.

 

Сквозь бури и штормы прошел этот камень,

И стал он на место достойно,

Знакомая чайка взмахнула крылами

И сердце забилось спокойно.

Взошел на утес черноморский матрос,

Кто Родине новую славу принес,

И в мирной дали идут корабли

Под солнцем родимой земли.

И в мирной дали идут корабли

Под солнцем родимой земли.

Во время Великой Отечественной войны родилось много прекрасных, незабываемых лирических песен. Одну из первых песен Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой. Эта спокойная, тихая песня «Вечер на рейде», сразу полюбилась фронтовикам. Зимой 41-го года композитор выступал на Калиниградском фронте. После концерта в солдатской землянке бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее. Уже со второго куплета бойцы начали ему подпевать.

 

Прощай, любимый город!

Уходим завтра в море.

И ранней порой

Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой.

6Во время Великой Отечественной войны  родилось много прекрасных, незабываемых лирических песен. Одну из первых песен Великой Отечественной войны написал Василий Павлович Соловьев-Седой. Эта спокойная, тихая песня «Вечер на рейде», сразу полюбилась фронтовикам. Зимой 41-го года композитор выступал на Калиниградском фронте. После концерта в солдатской землянке бойцы попросили исполнить что-нибудь «для души», потеплее, посердечнее. Уже со второго куплета бойцы начали ему подпевать.

Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море.
И ранней порой
Мелькнет за кормой
Знакомый платок голубой. 

 

С этого дня песня стала опережать артистов, ее пели миллионы людей. Почему же мирная, тихая песня, в которой даже ни разу не упоминается слово «война», так полюбилась в суровую пору? Наверное, потому, что она создает возвышенное настроение, что есть в ней большая внутренняя сила. У рояля - словно всплески волн, а поющие обращаются друг к другу, ища сочувствия, поддержки и отклика:

 

Споемте, друзья, ведь завтра в поход

Уйдем в предрассветный туман...

Текст песни:

Споемте, друзья, ведь завтра в поход

Уйдем в предрассветный туман.

Споем веселей, пусть нам подпоет

Седой боевой капитан.

 

Припев:

Прощай любимый город!

Уходим завтра в море.

И ранней порой

Мелькнет за кормой

Знакомый платок голубой.

 

А вечер опять холодный такой,

Что песен не петь нам нельзя.

О дружбе большой, о службе морской

Подтянем дружнее, друзья!

 

Припев.

 

На рейде большом легла тишина,

А море окутал туман.

И берег родной целует волна,

И тихо доносит баян:

 

Припев.

 

7Завидная доля выпала этой песне! Не только моряки ее считали своей, «Уходим завтра в поле...» - пели пехотинцы, «Уходим завтра в горы...» - пели народные мстители Крыма. Десантники перед вылетом в тыл врага пели: «Прощай, земля Большая! Десант наш улетает...». И даже итальянские партизаны положили на эту мелодию рассказ о своей юной героине.

Не менее популярная была всем известная песня «Катюша». Осенью 1938 года «Катюша» впервые была исполнена Государственным джаз-оркестром и его солистами. Поэт Михаил Исаковский написал стихи, а композитор Матвей Блантер сочинил музыку на эти стихи. Песня стала всенародно любимой, а в годы войны, когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни переиначенные, о сражающейся Катюше, о разведчице, медсестре, партизанке. В 1943 году народ дал ласковое прозвище «катюша» новому оружию - гвардейскому миномёту. А в 1944 году композитор Владимир Захаров и поэт Михаил Исаковский сочинили еще одну песню «Катюша» - уже об этом новом оружии. Никакую другую лирическую песню не знало, не пело, не полюбило столько людей в стольких странах, как эту боевую «Катюшу». На крутом, высоком берегу реки Угры в Смоленской области, где рос Михаил Исаковский, поставили памятник «Катюше». Памятник песне! Кажется, один из немногих в мире!

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

 

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла,

Про того, которого любила,

Про того, чьи письма берегла.

 

Ой, ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

 

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

 

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

8Песня «В землянке», сразу же безоговорочно была принята - и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, даже в печать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта это стихотворение. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 42-го не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». И тут Алексей Сурков вспомнил о стихах, отправленных домой, переписав их, отдал Листову. Через неделю новая песня пошла по всем фронтам - от Севастополя, до - Полярного. Конечно же, сугубо личные строки Алексея Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач во всей фронтовой поэзии. Солдатское сердце искало не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что на него обрушила жестокая действительность.

 

 

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтоб услышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Я хочу, чтоб услышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

 

Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

 

Бьётся в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поёт мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтоб услышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

Я хочу, чтоб услышала ты,

Как тоскует мой голос живой.

10История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.

 

Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимирам Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Темная ночь».

 

Тёмная ночь, только пули свистят по степи,

Только ветер поёт в проводах, тускло звезды мерцают.

В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,

И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.

 

Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,

Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!

Темная ночь разделяет, любимая, нас,

И тревожная, черная степь пролегла между нами.

 

Верю в тебя, в дорогую подругу мою,

Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила...

Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,

Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.

 

Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.

Вот и сейчас надо мною она кружится.

Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь,

И поэтому знаю: со мной ничего не случится!

11Необычна судьба песни с двойным рождением – «Синий платочек».Мы часто удивляемся, когда читаем имя одного из создателей песни Ежи Петербургского. Случилось так, что в довоенном 1939 году популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз», спасаясь от фашистского преследования, приехал в Советский Союз.

 

На одном из концертов в саду «Эрмитаж» поэт и драматург Я.М. Галицкий отметил одну, особенно ему понравившуюся, мелодическую импровизацию. Её играл композитор и пианист джаз-оркестра Ежи Петербургский. Мелодия так понравилась Галицкому, что прямо во время концерта он стал рифмовать знаменитые строки. Стихи понравились и композитору, а на последующих концертах «Синий платочек» уже звучал в исполнении солиста оркестра Станислава Лендау. Песне предстояла долгая жизнь. В те годы её пела популярная певица Е. Юровская, которая и записала эту песню на пластинку.

 

 

 

 

Синенький, скромный платочек

Падал с опущенных плеч.

Ты провожала

И обещала

Синий платочек сберечь.

И пусть со мной

Нет сегодня

Любимой, родной,

Знаю, с любовью

Ты к изголовью

Прячешь платок голубой.

 

Письма твои получая,

Слышу я голос родной.

И между строчек

Синий платочек

Снова встаёт предо мной.

И мне не раз

Снились в предутренний час

Кудри в платочке,

Синие ночки,

Искорки девичьих глаз.

 

Сколько заветных платочков

Носим мы в сердце с собой!

Радости встречи,

Девичьи плечи

Помним в страде боевой.

За них, родных,

Любимых, желанных таких,

Строчит пулемётчик,

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

Строчит пулемётчик,

За синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

12В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы».

В ней играли совсем молодые в ту пору актеры Николай Крючков, Борис Андреев, Петр Алейников, Марина Ладынина и другие — замечательный ансамбль творческих индивидуальностей, ставших открытием нашего кинематографа, любимцами молодежи.

 

В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда. Вместе с тем через весь фильм проходила мысль о необходимости быть бдительным и готовым к предстоящим боям с врагами Родины. Раскрытие темы начиналось буквально с самых первых кадров, которые сопровождались песней про трех танкистов — “Экипаж машины боевой”.

 

Родная сторонка, прощай, не скучай,

Красотка-подружка, любить обещай!

Сегодня танкисты уходят на бой,

Чтоб с новой победой вернуться домой,

Танкисты уходят на бой.

 

Припев:

Наш друг и ровесник по грозным боям —

Походную песню играет баян.

Баян голосистый нельзя заглушить,

Советских танкистов нельзя победить!

Баян голосистый нельзя заглушить,

Отважных нельзя победить!

 

Эх, тридцатьчетверка и грозный КВ,

Как брат и сестренка, идут по траве,

Сквозь темные чащи, сквозь пламя идут,

Забытое счастье планете несут.

Сквозь темные чащи, сквозь пламя идут,

Забытое счастье несут.

 

Припев.

 

Пусть знают фашисты, кто с нами знаком,

Танкисты не любят шутить с огоньком.

От наших орудий, от пуль и огня

Врага не спасает стальная броня.

От наших орудий, от пуль и огня

Врага не спасает броня.

 

Припев:

Наш друг и ровесник по грозным боям —

Походную песню играет баян

Баян голосистый нельзя заглушить,

Советских танкистов нельзя победить!

Баян голосистый нельзя заглушить,

Отважных нельзя победить 

13Ко Дню Победы в Москве появится памятник, посвящённый маршу «Прощание славянки», сообщил министр культуры Владимир Мединский. Такой выбор неудивителен: в нашей стране «Славянку» знает каждый. Марш звучит на парадах в честь Дня Победы, под него отправляются поезда и теплоходы, а ещё именно этой музыкой традиционно провожают в армию новобранцев. Но мало кто помнит, что у марша есть текст — причём даже несколько разных вариантов.

Наступает минута прощания,

Ты глядишь мне тревожно в глаза,

И ловлю я родное дыхание,

А вдали уже дышит гроза.

 

Дрогнул воздух туманный и синий,

И тревога коснулась висков,

И зовет нас на подвиг Россия,

Веет ветром от шага полков.

 

Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

Прости - прощай, прости - прощай...

 

Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

Не все из нас придут назад.

 

Летят, летят года,

Уходят во мглу поезда,

А в них - солдаты.

И в небе темном

Горит солдатская звезда.

 

А в них - солдаты.

И в небе темном

Горит солдатская звезда.

 

Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

Прости - прощай, прости - прощай...

 

Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

Не все из нас придут назад.

 

Лес да степь, да в степи полустанки.

Свет вечерней и новой зари -

Не забудь же прощанье Славянки,

Сокровенно в душе повтори!

 

Нет, не будет душа безучастна -

Справедливости светят огни...

За любовь, за великое братство

Отдавали мы жизни свои.

 

Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

Прости - прощай, прости - прощай

 

Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

Не все из нас придут назад.

 

Летят, летят года,

А песня - ты с нами всегда:

Тебя мы помним,

И в небе темном

Горит солдатская звезда.

 

Тебя мы помним,

И в небе темном

Горит солдатская звезда.

 

Прощай, отчий край,

Ты нас вспоминай,

Прощай, милый взгляд,

Не все из нас придут назад.

14Песню «День Победы» любят все — и стар и млад.

Автор ее стихов Владимир Гаврилович Харитонов (1920—1981) из когорты тех советских поэтов, «кому пришлось сразу же после получения аттестата зрелости cдавать труднейший, опаленный огнем и омытый кровью экзамен на гражданскую зрелость, на солдатское мужество», как говорится в одной из статей о нем и его творчестве.

Впервые эта песня прозвучала в праздничной передаче телевизионного “Голубого огонька”, посвященной 30-летию Победы в исполнении Леонида Сметанникова, но прошла незамеченной и потом довольно долго не звучала ни по радио, ни по телевидению. Но спустя полгода, на традиционном концерте, посвященном Дню советской милиции, ее спел в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра под управлением Юрия Силантьева Лев Лещенко, спел так, что она сразу стала одной из самых известных, самых популярных, самых дорогих для каждого из нас. И вот уже второе десятилетие она звучит и, наверное, многие годы будет неизменно звучать, особенно в день, про который в ней поется.

 

 

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли,—

Этот день мы приближали как могли.

 

Припев:

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

День Победы!

День Победы!

День Победы!

 

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели, —

Этот день мы приближали как могли.

 

Припев.

 

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…

Босиком бы пробежаться по росе!

Пол-Европы прошагали, пол-земли, —

Этот день мы приближали как могли.

 

Припев.

15По своему эмоционально-духовному наполнению, песни войны превзошли всё, что существовало на нашей эстраде прежде, и всё, что вышло на нашу эстраду после. В годы войны оказался нарушен обычный порядок проникновения песен в народ: если до войны песни сначала издавались на пластинках, а уж потом, становились популярны, то в годы войны песни исполняясь на фронтах, становились популярны и только потом попадали на пластинки. И с этими песнями критики и цензоры уже не могли ничего поделать - это были народные песни, заслужившие в боях право на существование!