413101, г. Энгельс, ул. М.Расковой, д.10.

+7 (8453) 74-46-08

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

visually impaired icon Версия для слабовидящих

413117, г.Энгельс, ул.Транспортная, д.30-а

+7 (8453) 56-13-35

vk ok youtube

Набор 2018

Приглашаем детей в возрасте с 3-х лет на обучение в ДШИ №5. Набор с по

Информация для поступающих  Количество мест для приема

I.Введение

В истории музыкальной культуры известно немало примеров раннего обучения музыке.

Так, В.А. Моцарт, С. Рахманинов, Ф. Крейслер начали обучаться с четырех лет. Ф. Мендельсон, Д. Ойстрах – с пяти лет. Ф. Лист, Э. Григ, А. Рубинштейн – с шести. Биографии выдающихся музыкантов и множество фактов показывают, что раннее детство чрезвычайно насыщено богатыми творческими возможностями.

Многие наблюдательные ученые, писатели, музыканты подчеркивали исключительное влияние детских лет на их последующие творческие достижения. Емкость восприятия маленьких детей необыкновенна, в нем большое место занимает воображение и фантазия, реальные явления с легкостью вплетаются в сказочные сюжеты, различные домыслы, изобретательную выдумку в игре. Сравнивая детей и взрослых, доктор медицинских наук, профессор Ротенберг заметил, что «мы взрослые - логики, счетчики, прозаики, дети же - поэты. Детство гениально, как гениален всякий истинный поэт».

Цель доклада – рассмотреть проблему эмоциональной коммуникации в семье при обучении детей музыке, обозначить принципы психологии педагогического общения.

 

II.Основная часть

1.Влияние музыкального воспитания на формирование личности.

Знакомя детей с произведениями различного эмоционально - образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию, занятия музыкой влияют на общую культуру поведения детей. Чередование различных видов деятельности (пения, игры на различные инструментах) требуют от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. И задача преподавателей - направить восприятие ребенка на правильное освоение окружающего мира, не подавляя при этом его эмоции и воображение. Поначалу ребенок и обучение на музыкальном инструменте воспринимает как игру. Внимание и похвала родителей и педагогов на некоторое время удерживает его интерес к обучению. Но очень скоро оказывается, что заниматься надо регулярно, возникает некоторый эмоциональный дискомфорт. Адаптация к школе - это сложный и трудный процесс. Чаще всего потому, что каждый должен пройти его самостоятельно. Главным условием успешности занятий с детьми является исключение по возможности любых самых безобидных, с точки зрения взрослых, форм принуждения. И здесь игра - незаменимый метод: она легко превращает «надо» в «хочу».

Но самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители ребенка к музыке равнодушны.

«Хорошие родители важнее хороших педагогов» - так выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз. Ведь, именно, папы и мамы, бабушки и дедушки приводят ребенка в школу искусств, проявляют интерес к его музыкальным занятиям, закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов, и, конечно являются самыми главными помощниками педагогов.

Иногда родители считают, что музыкальные задатки детей развиваются сами собой, надо только ни во что не вмешиваться и предоставить им свободу. Но если способности специально не развивать, они увядают и гаснут. Есть основания говорить о «ножницах» между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности - интеллект часто опережает эмоциональное развитие. Когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение, под влиянием музыкальных впечатлений даже самые замкнутые дети становятся общительнее, у них обостряются положительные  эмоции, музыка будит мысли и фантазии.

Учитель игры на любом инструменте должен непременно обладать знаниями в области психологии, медицины, воспитания. Очень важно знать и оценить обстановку в семье ребенка, находиться в тесном контакте с родителями, порой обучать и их правильному поведению, умению помочь творческому становлению личности. Еще вчера была сплошная игра и веселье, а сегодня нужно ходить малышу в школу, сидеть на уроках, выполнять домашние задания. Психологи подсчитали: ученики младших классов в среднем занимаются по 10-11 часов в день, времени на отдых у них почти не остается, особенно несладко приходится первоклассникам. Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек, у него еще не сформированы задатки самостоятельности и умения оценивать результат своей работы.

2. Практическое применение эйдетики и компьютерных технологий в обучении.

На уроке специальности и при домашних занятиях преподавателю и родителям необходимо создать радостную атмосферу, обеспечивающую ребенку психологический комфорт, уверенность в себе. Разговор и общение должны вестись спокойным тоном, ни в коем случае не позволять раздражения и нетерпеливости к ошибкам и неудачам ребенка. Преподаватель должен обладать актерским мастерством, чувством юмора, чтобы поддерживать атмосферу «игры», при обучении использовать стихи, прибаутки, истории из любимых сказок и мультфильмов, а иногда приходится самому изобразить мультяшного героя, чтобы ребенок избавился от скованности, стеснительности, неуверенности и страха от того, что не сразу получается задание.

Например, при развитии чувства ритмической пульсации, выделении первой сильной доли, можно шутливо изменять имя и фамилию ученика, ставя неправильное ударение, побуждать его сочинять словосочетания для усвоения нового ритма в пьесках, так как на начальном этапе обучения ребенку еще трудно считать вслух - все его внимание направлено на освоение нотной грамоты и клавиатуры. При этом на уроках очень продуктивно использовать методику Т.И. Смирновой (Фортепиано «Интенсивный курс»), где предложена схема шагов ребенка, мамы, бабушек, когда ребенок может сам сочинять истории о своей семье.

Преподаватель всегда должен поощрять присутствие родителей на уроке специальности, это необходимо для того, чтобы мама имела четкое представление - какой объем знаний должен освоить ребенок, как организовать рабочее место в домашних условиях, чтобы грамотно помочь ему при освоении первых специальных упражнениях для подготовки и координации игрового аппарата: укрепление мышц спины, брюшного пресса, развитие свободы рук, гибкости суставов, укрепления пальцев. Хорошо, если ребенок потанцует дома перед занятиями музыкой- это даст возможность ему почувствовать свое тело освободиться от зажатости, стать пластичнее. Замечательно, если родители найдут время посоревноваться с ребенком при усвоении им новых знаний, терминов, нотной грамоты. В течение всего дня можно ненавязчиво вспоминать и побуждать ребенка систематизировать незнакомые слова и понятия, привлекая к обучению «понарошку» кукол и любимых игрушек. Самый благоприятный возраст для развития самостоятельности 5-7 лет, в это время ребенок настойчиво начинает проявлять инициативу, стремится сам решать свои проблемы и не стоит в это время оберегать его от сложностей, необходимо чаще хвалить его,  развивать воображение, уверенность в себе, тогда он быстрее научится справляться с трудностями. Следует упорядочить занятия ребенка составлением режима дня. Для занятий музыкой отвести определенное ежедневное время, чтобы удерживать внимание ребенка приучать его точно выполнять домашнее задание, определенное количество раз повторять пьеску или упражнение, добиваться безаварийного уверенного исполнения. Огромное значение имеет при этом тактичность замечаний, терпение, доброжелательность и, конечно, бесконечная любовь к детям, умение радоваться самому первому и незначительному успеху.

Иногда, к сожалению, приходится выписывать лекарство для «ленивых пальчиков» в виде двойки, такие строгие меры необходимы, чтобы ребенок почувствовал свою ответственность, привык к объективной оценке своего исполнения. Часто уроки в классе и домашние задания прерываются «капризами» ребенка - причин этому много. Это ленность, нежелание учиться, отсутствие мотивации, усталость, личные негативные переживания ребенка, конфликт с педагогом. Индивидуальные занятия при обучении игре на фортепиано позволяют педагогу выбрать множество вариантов профессионального похода к каждому ребенку, в зависимости от ситуации.

Например, можно использовать интерес современных учеников к компьютерным играм, где нужно пройти несколько уровней сложности и выйти из игры победителями, но не стоит при этом сравнивать его с другими учениками, чтобы у него не появился повод недооценивать себя. Для более быстрого изучения нот я использую он-лайн флеш-игру преподавателя нашей школы Толкачёва С.Ю., размещённую на его сайте http://musstudent.ru «Изучаем названия нот». Можно предложить малышу сыграть роль «преподавателя» и повторить уроки музыки для своей мамы. По природе все люди - «актеры» и ребенок необычайно быстро и трогательно превращается в строгого учителя, терпеливо и гордо объясняет задание, отчитывает маму за ошибки. Такие сюжетно-ролевые игры закрепляют знания и навыки ребенка, позволяют ему привыкнуть и лучше ориентироваться в такой трудной для него школьной жизни.

3. Формы работы с родителями учащихся.

«Мудрое слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду», - писал В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям». Педагогическая деятельность всегда напрямую связана с профессиональной этикой. Мы должны помнить, что ребенок для своих родителей самый лучший, самый талантливый и любимый. Разговоры педагога с родителями ученика базируются на обдуманных, корректных замечаниях, следует акцентировать, прежде всего, положительные черты личности ребенка, вырабатывать единую линию воздействия, а иногда приходится менять установки родителей к поведению собственного ребенка.

Такое общение выгодно обеим сторонам, совместное исследование личности ученика обогащает домашних педагогическим опытом, позволяет получать полную информацию для оптимального развития малыша. Для закрепления успеха и стимуляции самостоятельности учащихся в процессе обучения, формирования активности и интереса важно найти приемы и средства поощрения. Со стороны педагога - это оценки, их можно ставить даже за самый небольшой результат, постепенно приучать ребенка без посторонней помощи добиваться побед и испытывать радостные эмоции от своего труда. От близких ребенок получает награды в виде подарков, походов в кафе, денежных поощрений и не стоит бояться, что это навредит воспитанию – нужно всего лишь соблюдать чувство меры.

Проведение совместных праздников в семье сближает пап и мам с детьми развивает таланты детей, пробуждает желание заняться музыкой.

Для домашних концертов, выступлений на праздниках перед своими сверстниками необходимо включать в программу песенки и пьесы развлекательного жанра в облегченной редакции - это даст возможность ребенку почувствовать себя «артистом», испытать радость от аплодисментов, преодолеть волнение, обогатить музыкальные впечатления. К дню рождению мамы и папы мы всегда разучиваем «подарок» - песенку Шаинского, сочиняем новые куплеты для нее, по мере взросления учащегося - усложняем аккомпанемент. 

Я сама с удовольствием сочиняю стихи для сценариев школьных праздников, родительских собраний, – это безусловно помогает увлечь юных музыкантов процессом творчества.

Праздник первоклассника

Я очень захотела музыкантом стать,

И в школу музыкальную пошла я поступать.

Ах, как же мне понравился мой новый педагог,

Как жаль, что очень быстро закончился урок.

Едва дождавшись вечера, надеясь на успех,

Домашних позвала я на первый свой концерт.

(девочка выразительно изображает недоумение)

 

Ой! Ноты разбегаются, пальцы спотыкаются,

От пяти линеечек всё рябит в глазах,

Звуками ужасными дом наш наполняется,

А у мамы с папой звон стоит в ушах!

 

Мой котёнок Васька на меня рычит,

И соседка вредная по трубе стучит.

Хоть старалась педагогу своему я подражать,

Видно, не так просто пианисткой стать!

 

Рояль

Инструментов всех король,

Благородный и большой –

В нашем зале есть рояль,

Клавиш ровный ряд, педаль.

Звуки разные на нём

Мы играем и поём.

Песни, классика и джаз

Пусть всегда звучат для вас.

Надо только не лениться,

Смело музыке учиться!

 

 

Песенка для выпускников

(исполняет педагоги, на музыку Э. Ханка «То ли ещё будет»)

  1. В музыкалку в первый класс

Вы пришли когда-то,

И хотели мы для вас

Мир открыть, ребята.

         Научили вас играть

         Польки, марши, вальсы,

         Натюрморты рисовать

         И кружиться в танце!

Припев: То-ли ещё будет, никто не забудет.

              Соль-соль, фа-фа, ми-ми, ре-ре, до.

2.На уроках иногда

Строго вас ругали,

И родителей подчас

В школу вызывали.

         Наши «звёздочки» всегда

         Выступали много,

         Со всех конкурсов везли

         В школу к нам дипломы!

Припев.

 3.В мире много есть путей

В веке двадцать первом,

Будьте чище и добрей

С музыкой из детства.

     Проверяет жизнь всегда

     Новые таланты,

     Но честь школы отстоят

     Наши музыканты.

Припев.

 

III. Заключение

На раннем этапе обучения преподавателю следует поощрять интерес ребенка к классической музыке – подлинно художественным шедевром искусства. Семейное посещение концертов, дальнейшие их обсуждения помогают будущему музыканту понять язык музыки, познакомиться со звучанием различных инструментов, научиться выражать свои эмоциональные чувства, развивать творческие способности.

«Интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней, - пишет Д.Б. Кабалевский, - обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль…». Музыкальное воспитание детей создает благодатный фон для общения детей и родителей, они становятся ближе и понятнее друг другу, помогает ребенку в будущем ярче проявить себя в нашем мире, что способствует более успешному построению его карьеры.

 

Задача современного преподавателя грамотно использовать в своей работе приоритетные достижения в области культуры, педагогики, привлекать новые коммуникационные технологии, совершенствовать образовательный процесс.

Успехи в сфере воспитания, в первую очередь, определяют социальное благополучие общества.

 

Список литературы: 

  1. Т.И. Смирнова. Фортепиано. Интенсивный курс. 1992.
  2. Н. Ветлугина. Музыкальное развитие ребенка
  3. Г.М. Цыпин. Обучение игре на фортепиано. 1984.
  4. Вопросы музыкальной педагогики. Сост. В.И. Руденко. 1986.
  5. http://musstudent.ru/biblio/102-program/374-izuchaem-nazvaniya-not-flesh-igra.html